Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Руденко Н.В.,
судей: Гузенковой Н.В., Ивановой М.Ю.,
при секретаре: Горчаковой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Хамаева А.В. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Руденко Н.В., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Недачина Ю.А., Судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Хамаев А.В., уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконным решения об исключении его из списка очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения. В обоснование требований указал, что постановлением И.О. Главы администрации ... от (дата) N-адм исключен из названного списка очередников, в связи с решением жилищной проблемы. Считает постановление администрации г. Смоленска незаконным, поскольку с 1991г. по месту регистрации не проживает, собственного жилья не имеет.
В судебном заседании Хамаев А.В. и привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Хамаев В.А. исковые требования поддержали.
Представитель администрации г. Смоленска Трегубова М.Ю. иск не признала, указав на законность оспариваемого постановления, поскольку ранее полученное по линии Министерства Обороны РФ жилое помещение Хамаев А.В. не сдал.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Захаров П.В. иск не признал по аналогичным основаниям.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 ноября 2011 года в удовлетворении исковых требований Хамаева А.В. отказано.
В кассационной жалобе Хамаев А.В. просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен вст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ соответствующейИнструкцией, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 (далее - Инструкция).
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласноп. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в случае обеспечения федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по состоянию здоровья и членов их семей при перемене места жительства документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиямич. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете. Для военнослужащих, согласноп. 27 и37 Инструкции, при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче в КЭЧ района жилья, полученного от Министерства обороны РФ.
Согласно разъяснениям Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Российской Федерации от 5 января 2001 года N 147/3/4/26/4 военнослужащие, обеспеченные жилыми помещениями и впоследствии расторгнувшие брак, могут получить другое жилое помещение, в том числе по месту прохождения военной службы, только в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом военнослужащие, оставляющие жилое помещение бывшим супругам, обязаны принять все меры к получению причитающейся части жилой площади, в том числе в судебном порядке путем принудительного обмена, в соответствии с положениямист. 68 ЖК РСФСР.
Из анализа положенийст. 15 и23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормахЗакона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названныйЗакон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны РФ по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенномст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренногост. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренномФИО6 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, для получения жилого помещения в соответствии с Федеральнымзаконом "О статусе военнослужащих" предоставленное в период прохождения военной службы жилое помещение должно быть сдано.
Как видно из материалов дела, по линии Министерства обороны РФ на основании ордера от (дата) , Хамаеву А.В. на состав семьи из трех человек ( он, жена ФИО15, дочь ФИО16 предоставлена для постоянного проживания двухкомнатная ..., "данные изъяты"
(дата) Хамаев А.В. уволен с военной службы по достижению предельного возраста.
В 1991 году он расторг брак, выехал из спорного жилого помещения, однако оставался зарегистрированным в нем.
В 2006 году Хамаев А.В. отказался от своей доли в указанной квартире и дал согласие на ее приватизацию бывшей женой.
Спорное жилое помещение истец не сдал, поскольку квартира была приватизирована его бывшей женой ФИО11 31.03.2008г. (л.д.121) и продана ею.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Хамаев А.В. уже реализовал свое право на получение жилого помещения ... в период прохождения службы, данная квартира им не сдана после увольнения со службы, оснований для удовлетворения требований истца о предоставлении жилого помещения в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" не имеется.
Выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы и соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение закона суд не вышел за пределы исковых требований и не решил вопрос об обеспеченности Хамаева А.В. жилым помещением на общих основаниях, судебной коллегией не принимается, поскольку основан на неправильном толковании норм процессуального права. Более того, оспариваемым постановлением администрации г. Смоленска Хамаев А.В. исключен из списков очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения, доказательств, свидетельствующих о нахождении истца в списках общей очереди суду не представлено.
Иные доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, правильно истолковал и применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Хамаева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.