Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Винель А.В.,
судей Цуцковой И.А., Ивашневой Л.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 23 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Цуцковой И.А., объяснения представителя Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" Савук С.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Смоленская региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" обратилась в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными постановлений Администрации г. Смоленска от 31.10.2007 N 2565-адм. и 19.03.2008 N 306-адм. "Об установлении цен на услуги по опломбированию и постановке на учет индивидуальных приборов учета расхода холодной и горячей воды СМУП "Горводоканал" и МУП "Смоленсктеплосеть", приказа ОАО "Жилищник" от 14.03.2011 N 105 "Об утверждения Прейскуранта цен по установке и обслуживанию приборов учета для населения по ОАО "Жилищник" на 2011 г.; действий по взиманию платы за первичную опломбировку индивидуальных и общеквартирных приборов учета со стороны СМУП "Горводоканал", МУП "Смоленсктеплосеть", ОАО "Жилищник" и ООО "ЖЭУ-19", ссылаясь на то, что действующим законодательством на потребителя коммунальных услуг обязанность по оплате опломбировки указанных приборов не возложена.
Также просит признать незаконными действия СМУП "Горводоканал", МУП "Смоленсктеплосеть", ОАО "Жилищник", ООО "ЖЭУ-19" и СМУП "ВЦ ЖКХ" по взиманию с потребителей платы за коммунальные услуги с момента обращения в указанные организации до момента опломбировки индивидуальных приборов учета по установленным нормативам, а не с учетом показаний приборов, а также по ведению расчетов оплаты коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при наличии общедомовых или индивидуальных приборов учета по нормативам в период проведения ремонта, замены, проверки указанных приборов за период, не превышающий 30 дней.
В судебном заседании представитель СРОО "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" Савук С.И. требования поддержал.
Представитель Администрации г. Смоленска Мишуренкова Е.П. требования не признала, пояснив, что администрация города, принимая оспариваемые постановления, действовала в рамках предоставленных ей полномочий.
Представитель ОАО "Жилищник" Азаров М.П. иск не признал, пояснив, что данная организация предоставляет потребителям услуги по установке приборов индивидуального учета, техническому осмотру и вводу их в эксплуатацию, в связи с чем установлен тариф за эти услуги. Отдельного тарифа за опломбирование указанных приборов в ОАО "Жилищник" не имеется.
Представитель МУП "Смоленсктеплосеть" Азарова О.М. иск не признала, ссылаясь на то, что данная организация является муниципальной и в свой деятельности руководствуется постановлениями Администрации г. Смоленска.
Представитель ООО "ЖЭУ-19" Новикова А.Г. требования не признала, пояснив, что данное предприятие, выполняя функции управляющей организации, опломбированием приборов учета не занимается, заключило договоры на обслуживание жилого фонда с ОАО "Жилищник".
Представители СМУП "Горводоканал", СМУП "ВЦ ЖКХ" и Управления Роспотребнадзора в Смоленской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 23 декабря 2011 года в удовлетворении требований Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" отказано.
В кассационной жалобе Смоленская региональная общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, а также неправильно определены и истолкованы обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановления суда.
В силуст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии сч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящейстатьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения.
С целью осуществления такого учета согласноч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федеральногозакона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Таким образом, обязанность по вводу приборов учета в эксплуатациюзаконом возложена именно на собственников, в том числе на собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласноч. 9 вышеприведенной статьи Закона с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящейстатьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Даннаянорма права с учетом вышеприведенных положений о бремени содержания собственником принадлежащего ему имущества и положенийч. 5 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прямо указывает на возмездность услуги по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно п.п. 2 п. 20 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.06.2007 N 360 (в ред. от 27.11.2010), исполнитель обязан проверить выполнение заказчиком условий подключения и установить пломбы на приборах (узлах) учета ресурсов. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности к подключению внутридомовых сетей к подключению к сети инженерно-технического обеспечения; п.п. 5 п. 22 Правил предусмотрено, что заказчик обязан внести плату за подключение к сети инженерно-технического обеспечения в размере и сроки, установленные договором о подключении.
Кроме того, действующим гражданским законодательством предусмотрено, по общему правилу, осуществление работ и предоставление услуг на возмездной основе, что следует, в частности, из положенийч. 3 ст. 423,глав 37 -39,49,50,51,52 Гражданского кодекса Российской Федерации, иное должно быть прямо предусмотрено законом или соглашением сторон.
Ни положения вышеприведенного Федеральногозакона, ниПравила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, ни иные нормативные акты не предусматривают безвозмездность работ по вводу приборов учета воды в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконными постановлений Администрации г. Смоленска от 31.10.2007 N 2565-адм. и от 19.08.2008 N 306-ад, приказа ОАО "Жилищник" от 14.03.2011 N 105 и действий по взиманию платы за первичную опломбировку индивидуальных приборов учета со стороны СМУП "Горводоканал", МУП "Смоленсктеплосеть", ОАО "Жилищник" и ООО "ЖЭУ-19", так как в судебном заседании установлено, что при вводе приборов учета в эксплуатацию соответствующими организациями осуществляются мероприятия по их техническому осмотру и опломбировке, о чем составляется соответствующий акт, в связи с чем доводы кассационной жалобы в данной части являются несостоятельными, обстоятельств того, что ввод приборов учета в эксплуатацию включает в себя только их опломбирование, судом первой инстанцией не установлено. Из обжалуемых постановлений Администрации г. Смоленска от 31.10.2007 N 2565-адм. и от 19.03.2008 N 306-адм. и приказа ОАО "Жилищник" от 14.03.2011 N 105 усматривается, что предусмотрено взимание платы за технический осмотр прибора учета, введение его в эксплуатацию и опломбирование.
Доводы жалобы о навязывании потребителям дополнительных платных услуг судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку обязанность по учету энергетических ресурсов с применением соответствующих приборов учета и по вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов возложена на собственников жилых помещений законом, и она прямо вытекает из бремени содержания имущества собственником.
Кроме того, в настоящее время расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, что предусмотрено какп. 2 ст. 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так ип. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем на данный момент установление индивидуальных приборов учета и их ввод в эксплуатацию определяется исключительно волеизъявлением собственника жилого помещения, что исключает навязывание услуг.
Несостоятельны и доводы жалобы в той части, что работы по опломбированию приборов учета должны быть бесплатными в силу ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также п. 22 постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально - бытовых нужд граждан", поскольку вышеназванный Федеральный Закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ вступает в действие с 01.01.2013, а Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 регулирует правоотношения в области поставки газа.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными действий СМУП "Горводоканал", МУП "Смоленсктеплосеть", ОАО "Жилищник", ООО "ЖЭУ-19" и СМУП "ВЦ ЖКХ" по взиманию с потребителей платы за коммунальные услуги с момента обращения в указанные организации до момента опломбировки индивидуальных приборов учета по установленным нормативам суд первой инстанции также правомерно исходил из положений п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего порядок начисления и оплаты коммунальных услуг при вводе в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов с момента их ввода в эксплуатацию, и п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, предусматривающего порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, исходя из показателей приборов учета (индивидуальных или общедомовых), в период их ремонта, замены, поверки, не превышающий 30 календарных дней; обстоятельств начисления СМУП "ВЦ ЖКХ" коммунальных услуг в нарушение установленного законом порядка судом первой инстанции, исходя из представленных сторонами доказательств, установлено не было, в связи с чем доводы кассационной жалобы в данной части также являются несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными, они не основаны на доказательствах, установленных фактических обстоятельствах по делу и на требованиях действующего законодательства, были предметом судебного разбирательства и им дана надлежащая правовая оценка, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 364, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заднепровского районного суда Смоленской области от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, в кассационную жалобу Смоленской региональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей "Потребитель" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.