Смоленский областной суд в составе:
председательствующего: Пудов А.В.,
судей: Коженовой Т.В. и Дмитриевой Г.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по апелляционной жалобе Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области на решение Руднянского районного суда Смоленской области от 14 февраля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., выслушав объяснения Зарова Д.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Смоленский областной суд,
УСТАНОВИЛ:
Заров Д.А. обратился в суд с иском к администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области о признании действий незаконными и понуждении к действию, указав, что имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Распоряжением Главы МО Руднянский район Смоленской области он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как сирота и поставлен на учет на получение жилья вне очереди; 06.10.1999г. на основании распоряжения первого заместителя Главы МО Руднянский район ему было предоставлено жилое помещение, площадью ... кв.м. по адресу: "...". Затем распоряжением Главы МО Руднянское городское поселение в счет расширения жилой площади ему предоставлена квартира в этом же доме, общей площадью ... кв.м., однако впоследствии это жилье было признано аварийным и распоряжением Главы МО "Руднянское городское поселение" ему предоставлено жилое помещение, общей площадью ... кв.м. по адресу: "...", на тот момент он имел семью: жену и двоих несовершеннолетних детей. В настоящее время его семья состоит из пяти человек: он, жена и трое несовершеннолетних детей, согласно акту обследования технического состояния дома от 07.12.2012г. дом находится в ветхом состоянии, требуется капитальный ремонт, квартира требует текущего и косметического ремонта. Просил признать незаконными действия администрации МО Руднянского городского поселения по снятию его с внеочередного учета в качестве нуждающегося в жилом помещении как сироты, обязать администрацию МО Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области обеспечить вне очереди его и членов его семьи благоустроенным жилым помещением, общей площадью не ниже установленной нормы предоставления.
Представитель ответчика- Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области требования Зарова Д.А. не признала, указав, что в 1999г. на основании распоряжения первого заместителя Главы администрации Руднянского района Смоленской области Заров Д.А. был поставлен на учет для получения жилья в качестве лица, оставшегося без попечения родителей и ему вне очереди было предоставлено жилое помещение по адресу: "...". В 2006г. на основании заявления Зарова Д.А. о расширении жилой площади ему была предоставлена вторая квартира в этом же доме. После чего истец был автоматически снят с очереди.
Представитель третьего лица Администрации Руднянского района Смоленской области указал, что Заров Д.А. в 1999г. был поставлен на очередь на получение жилья как сирота, в этом же году ему было предоставлено жилое помещение. В 2005г. в связи с образованием городского поселения очередь нуждающихся в жилом помещении была передана в городское поселение, Администрация МО "Руднянский район" Зарова Д.А. с очереди не снимала.
Решением Руднянского районного суда Смоленской области от 14.02.2012г. требования Зарова Д.А. удовлетворены. Суд признал за Заровым Д.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей"; обязал администрацию МО "Руднянское городское поселение" Руднянского района Смоленской области обеспечить вне очереди Зарова Д.А. и членов семьи благоустроенным жилым помещением, общей площадью не ниже установленной нормы предоставления - по 18 кв.м. на каждого члена семьи на состав семьи - 5 человек; взыскал с администрации МО "Руднянское городское поселение" Руднянского района Смоленской области в пользу адвокатского кабинета Егоровой Ж.А. судебные расходы в сумме ... рублей.
В апелляционной жалобе Глава Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области считает решение суда незаконным и необоснованным в части возложения обязанности по внеочередному обеспечению истца и членов его семьи жильем на Администрацию Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области, поскольку данные полномочия по обеспечению детей-сирот относятся к ведению субъектов РФ, не согласен также с взысканием судебных расходов. Просит решение суда в этой части отменить, по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
Смоленский областной суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и третьего лица, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив решение суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, Смоленский областной суд оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Аналогичную норму содержит Закон Смоленской области от 29.09.2005 N89-з "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области" (ст.6).
Частью 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Судом установлено, что Заров Д.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, распоряжением Главы МО Руднянский район Смоленской области истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий как сирота и поставлен на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на льготных основаниях.
06.10.1999г. на основании распоряжения первого заместителя Главы МО Руднянский район Зарову Д.А. было предоставлено жилое помещение, площадью ... кв.м. по адресу: "...", затем, распоряжением Главы МО Руднянского городского поселения в счёт расширения жилой площади предоставлена квартира , общей площадью ... кв.м. на состав семьи два человека (л.д.63).
Согласно акту обследования технического состояния жилого дома "..." от 17.10.2002г. установлено, что жилой дом находится в аварийном состоянии, капитальный ремонт не целесообразен.
На основании акта обследования технического состояния жилого дома "..." от 04.10.2002г. жилой дом находится в ветхом состоянии и необходимо проведение капитального ремонта (л.д.20).
Распоряжением Главы МО Руднянский район Смоленской области списки учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях были переданы городским и сельским поселениям Руднянского района Смоленской области (л.д.56).
На основании распоряжения Главы МО Руднянского городского поселения в связи с признанием дома "..." аварийным Зарову Д.Н. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: "...", общей площадью ... к.м. на состав семьи 3 человека (л.д.65).
Согласно акту обследования жилого дома "..." межведомственной комиссии и её заключению следует, что конструктивные элементы жилого дома соответствуют указанному в инвентаризационном деле износу, требуется капитальный ремонт дома, квартира требует текущего и косметического ремонта (л.д.96-98).
В соответствии со свидетельством о заключении брака Заров Д.А. 14.04.2006г. заключил брак с А., после заключения брака жене присвоена фамилия Зарова.
Согласно свидетельствам о рождении Заров Д.А. имеет на иждивении троих детей: И. З. Д.
Обратившись с иском в суд, Заров Д.А. указал, что изначально как сирота не был обеспечен благоустроенным жилым помещением, соответствующим нормам предоставления, отвечающим санитарным нормам и правилам, с учетом чего, своё право на получение благоустроенного жилого помещения до настоящего времени не реализовал.
Принимая решение об удовлетворении требований истца о предоставлении жилого помещения, суд, дав представленным доказательствам надлежащую оценку, руководствуясь нормами материального права - ст.ст.8 ФЗ от 21.12.1996г. N159-ФЗ, ч.ч. 2,5 ст.57 ЖК РФ, ст.6,7 Закона Смоленской области от 29.09.2005г. N 89-з, пришел к обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления обязанности, предусмотренной Областным законом от 29.11.2007г. N 114-з, по предоставлению жилого помещения Зарову Д.А.надлежащим образом не исполнил, социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью им не реализована.
Как следует из обзора судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при определении юридически значимых обстоятельств судам следует установить круг лиц, обладающих равным с нанимателем правом пользования спорным жилым помещением.
Таким образом, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования истца и признал за Заровым Д.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку решение суда в данной части ответчиком по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в данной части в силу положений ч.2 ст.327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на необоснованность решения суда в части возложения обязанности по внеочередному обеспечению истца и членов его семьи жильем на Администрацию Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области, поскольку данные полномочия по обеспечению детей-сирот относятся к ведению субъектов РФ.
Между тем, с данными доводами апелляционная инстанция согласиться не может, поскольку они не основаны на нормах права.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, обеспечение жильем детей-сирот, не имеющих жилых помещений, отнесено к числу государственных полномочий, осуществляемых во внеочередном порядке за счет средств бюджета РФ и субсидии, предоставляемой из федерального бюджета.
Указанные государственные полномочия Законом Смоленской области от 29.11.2007 г. N 114-з "О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями были переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области.
Статьями 4-7 названного Закона и Приложения N 1 к нему определен порядок расчета субвенции, которая предоставляется тому или иному муниципальному образованию Смоленской области в зависимости от выявленных на территории этого муниципального образования детей-сирот.
Законом Смоленской области от 29.11.2007 г. N 115-з "О Методике распределения субвенций, предоставляемой бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями" утверждена Методика распределения таких субвенций. Согласно этому Закону дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в том муниципальном образовании, в котором они были выявлены в качестве таковой социальной категории.
Принципы осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно п. 5 ст. 19 которого финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв.м., то есть не исключается возможность получения жилой площади с учетом членов семьи при наличии таковых.
Установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив и представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для признания за истцом права на внеочередное предоставление жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку благоустроенным жилым помещением он не обеспечен, возложив обязанность по предоставлению жилья истцу и членам его семьи на ответчика Администрацию муниципального образования Руднянского городского поселения Смоленской области, являющуюся органом исполнительной власти субъекта, что согласуется с требованиями закона (п.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, ст.ст. 6,7 Закона Смоленской области от 29.09.2005 г. N 89-з).
В этой связи доводы жалобы о необоснованном, по мнению ответчика, возложении на него обязанности по предоставлению истцу жилья, несостоятельны, поскольку не основаны на нормах права.
Поскольку требования истца судом удовлетворены, взыскание расходов на оплату услуг представителя в соответствии со ст.100 ГПК РФ является также правомерным.
Иных доводов, которые могут поставить под сомнение правильность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, Смоленский областной суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Руднянского районного суда Смоленской области от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы Администрации Руднянского городского поселения Руднянского района Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.