Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Мацкив Л.Ю. и Абрамовой Т.Н.,
при секретаре: Семеновой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области по доверенности Яковенковой Т.В. на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 12 марта 2012 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения истицы Мальцевой Л.М., полагавшей доводы жалобы необоснованными, а решение суда правильным, объяснения третьего лица Гараниной З.И., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Мальцева Л.М., уточнив требования, обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о понуждении к прекращению договора аренды земельного участка, площадью "данные изъяты", расположенного ... и понуждении ответчика к выдаче разрешения на формирование земельного участка, расположенного в районе ..., в обоснование указав, что является инвалидом, в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно" (далее - Закон N23-з) имеет право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка в г. Смоленске. На её письменное обращение о предоставлении ей в собственность конкретного земельного участка, расположенного в районе ..., Департамент ответил отказом ввиду обременения испрашиваемого участка правом аренды третьего лица - А.Т.Р. Данный отказ полагала незаконным, поскольку А.Т.Р. умер, его наследники земельный участок не используют (л.д. 2-3, 46).
Дело рассмотрено без участия представителя Департамента, извещённого о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие и представившего суду письменный отзыв на иск, в котором заявленные требования не признал, указав, что действующее гражданское законодательство не содержит правовых оснований для прекращения договора аренды, а закрепляет случаи прекращения обязательства и расторжения договора; сведениями о смерти арендатора А.Т.Р. Департамент не располагает. Испрашиваемый земельный участок расположен в районе действия санитарно-защитной зоны - автозаправочной станции "А" и трансформаторной подстанции "Б", где запрещено индивидуально-жилищное строительство. Кроме того, истицей не представлено доказательств возможности формирования земельного участка с учётом минимальных норм предоставления - 1000 кв.м., не нарушая прав третьих лиц.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - администрации г.Смоленска и Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель администрации г. Смоленска письменно сообщил, что наследники А.Т.Р. с заявлением о вступлении в договор аренды земельного участка, расположенного ..., не обращались; сведений о текущем состоянии договора аренды в администрации г. Смоленска не имеется.
Представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указал на то, что санитарно-защитные зоны трансформаторной подстанции и автозаправочной станции по ул. ХХХХ не устанавливались.
Третье лицо Мальцева Т.М. заявленные требования поддержала, пояснив, что испрашиваемый земельный участок прилегает к дому ... с земельным участком, которые находятся в её собственности.
Третье лицо Гаранина З.И. также не возражала относительно удовлетворения заявленных требований, пояснив, что является наследницей имущества, в том числе и вещных прав по договору аренды земельного участка по ..., после смерти А.Т.Р. и его супруги А.В.О. Однократно, в 2002 году, она внесла платёж за земельный участок на основании платёжного извещения в размере 40 руб., впоследствии данным земельным участком стала пользоваться истица.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 12 марта 2012 года исковые требования Мальцевой Л.М. удовлетворены частично: на Департамент возложена обязанность принять решение, разрешающее истице формирование земельного участка для ИЖС, площадью от 1000 до 1800 кв.м. в районе ... в месте, указанном на схеме. В удовлетворении иска о понуждении к прекращению договора аренды отказано.
В апелляционной жалобе представитель Департамента Яковенкова Т.В. просит решение суда отменить, поскольку оно принято при неправильном применении норм материального права. Одновременно просит постановить новое решение, которым отказать истице в удовлетворении требований.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя истицы -Батютиной Е.В., представителя Департамента, представителей третьих лиц - администрации г.Смоленска, Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, третьего лица - Мальцевой Т.М., которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Проверив материалы дела исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений Мальцевой Л.М., объяснений Гараниной З.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Земельного Кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В силу п. 4 ст. 1 Закона N 23-з предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан, проживающих на территории Смоленской области, бесплатно осуществляется в случаях: предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства (за исключением земельных участков, на которых находятся объекты незавершенного строительства) родителям, воспитывающим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам, родителям, имеющим ребенка-инвалида, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, гражданам, утратившим жилые помещения в результате стихийных бедствий, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вынужденным переселенцам, ветеранам труда.
По смыслу п. 4 ст. 28 ЗК РФ гражданин имеет право на получение земельного участка в собственность, если отсутствуют установленные законом запреты: изъятие земельного участка из оборота, установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельного участка, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд; при этом земельный участок должен быть предназначен для испрашиваемых целей и свободен от прав третьих лиц.
Из материалов дела следует, что Мальцева Л.М. имеет статус инвалида третьей группы, проживает в черте г. Смоленска, следовательно, на неё распространяется действие Закона N 23-з (л.д. 8).
18.01.2011г. истица обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для целей ИЖС, расположенного в районе ... (л.д. 25,26). Департамент отказал в предоставлении спорного участка на том основании, что он расположен в границах другого участка, предоставленного по договору аренды третьему лицу. В качестве дополнительного основания к отказу после подачи иска в суд Департамент отметил на расположение спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне предприятия.
Удовлетворяя иск в части понуждения Департамента о выдаче разрешения на формирование спорного земельного участка, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчиком не доказано о наличии ограничений, препятствующих формированию земельного участка для ИЖС, поскольку не представлено сведений об изъятии земельного участка из оборота, резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, ограничении в обороте и запрете на основании федерального закона предоставлять его в собственность либо запрете на его приватизацию, равно как и не представлено сведений о наличии проектов санитарно-защитных зон автозаправочной станции и трансформаторной подстанции, наличии установленных границ этих зон.
Вместе с тем, такой вывод суда сделан при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не основан на нормах материального права и противоречит материалам дела.
В целях упорядочения строительства, для исключения хаотичного строительства, которое может причинить вред, как природе, так и правам и интересам физических и юридических лиц, законодательством предусмотрены правила землепользования и застройки. Земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Целевое назначение (разрешенное использование) предполагает, что земельный участок будет использоваться с учетом установленных ограничений. Конкретные виды разрешенного использования предусматриваются зонированием территорий. Одной из наиболее распространенных разновидностей зонирования является градостроительное зонирование.
Таким образом, Законом N 23-з предусмотрена возможность предоставления в собственность граждан бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только для определённой цели - индивидуального жилищного строительства (ИЖС) или дачного строительства. В этой связи возможность использования предполагаемого земельного участка для целей ИЖС или дачного строительства должна быть предусмотрена территориальным регламентом с установлением вида разрешённого использования.
Так, согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденным решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010 г. N 193) - далее Правила, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4- зона застройки жилыми домами смешанной этажности. Распределение жилых домов с указанием их типа устанавливается проектами планировки и проектами межевания или по преобладающему типу существующей застройки. В квартале могут быть размещены дома только одного типа.
Преобладающим типом застройки в испрашиваемом месте являются индивидуальные жилые дома. Поэтому на данной территории должен действовать градостроительный регламент, установленный для зоны Ж1 - Жилая зона (зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания(пункт 1); при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила(пункт 2).
В силу ч.3 ст. 12 этого же закона предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
В соответствии с ч.3 ст. 34 ГрК границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым согласно ч.4 ст.1 ГрК относятся и санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Таким образом, несмотря на расположение земельного участка в территориальной зоне Ж-4, его использование для индивидуального жилищного строительства возможно лишь при соблюдении требований санитарных норм и правил, в частностиСанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
В соответствии со ст. 57 Правил на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Из материалов дела усматривается, что рядом с испрашиваемым истицей земельным участком расположены такие промышленные объекты как автозаправочная станция "А" и трансформаторная подстанция "Б" (л.д. 32-34).
В силу п.п.2.1-2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная)- на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
В соответствии с требованиями п. 7.1.12 СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 автозаправочная станция является объектом IV класса опасности, санитарно-защитная зона в отношении указанного предприятия, относящегося к IV классу опасности, предусматривается равной 100 м. (нормативная СЗЗ).
В соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений.
На момент разрешения спора автозаправочной станцией "А" проект обоснования расчетной СЗЗ на утверждение в Управление Роспотребнадзора по Смоленской области не представлен.
Таким образом, до настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона предприятия, принадлежащего автозаправочной станции "А", в установленном порядке не изменена (не уменьшена).
Как пояснила истица в суде апелляционной инстанции, испрашиваемый земельный участок расположен примерно в 50-ти метрах от трансформаторной и автозаправочной подстанции.
При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.
Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.З ч.З ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.
Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом. При этом границы данной СЗЗ в упомянутом выше порядке не изменены; решение органа местного самоуправления об уменьшении границ указанной зоны либо ее отмене отсутствует.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в пределах СЗЗ, определенной действующими санитарными номами и правилами (100 м), его предоставление истице в целях индивидуального жилищного строительства недопустимо.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене (п.п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ) с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении иска, поскольку все обстоятельства по делу установлены.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 и 335 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 12 марта 2012 года отменить и постановить по делу новое решение, которым в иске Мальцевой Л.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о понуждении к прекращению договора аренды земельного участка и понуждении ответчика к выдаче разрешения на формирование земельного участка для ИЖС, площадью от 1000 до 1800 кв.м. в районе ... в месте, указанном на схеме - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.