Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Винель А.В.,
судей: Абрамовой Т.Н., Цуцковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Лаптевой Л.М. на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 26 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Винеля А.В., объяснения истицы - Лаптевой Т.М., представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию - Недачина Ю.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Лаптева Т.М., с учетом уточненных требований, обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, администрации г. Смоленска о признании незаконным отказа в постановке на учет на получение жилищной субсидии. В обоснование иска сослалась на то, что имеет более 20 лет трудового стажа в районах Крайнего Севера и нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом доме ..., который является непригодным для проживания, как не отвечающий установленным санитарным и техническим требованиям. Ответчик необоснованно отказал ей в постановке на учет для получения субсидии на улучшение жилищных условий. Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставить на учет для получения жилищной субсидии по дате первоначального обращения - с 14.05.2009г., а также возложить на ответчиков обязанность по предоставлению жилищной субсидии.
В судебном заседании истица Лаптева Т.М. и ее представитель Чуб А.А. требования поддержали.
Представители ответчиков Департамента Смоленской области по социальному развитию и администрации г. Смоленска Лавриненкова А.И. и Трегубова М.Ю. иск не признали.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 26.03.2012г. исковые требования Лаптевой Т.М. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Лаптева Т.М. решение Ленинского районного суда г.Смоленска просит отменить как незаконное и необоснованное. Истица имеет стаж работы в районах крайнего севера (РКС) более 20 лет. В 1998г. она приобрела в собственность в порядке наследования в г. Смоленске ... часть жилого дома ..., 1956 года постройки, находящегося в аварийном состоянии, куда вынуждена была переехать в связи с выездом из РКС. Действующее законодательство не связывает право лиц, выезжающих из РКС, на получение жилищной субсидии с постановкой на учет нуждающихся в получении жилого помещения в местной администрации. Обязанность по предоставлению субсидии переселенцам из РКС возложена на Департамент Смоленской области по социальному развитию. Доказательства передачи данных полномочий органам местного самоуправления суду не предоставлены. Отказ Департамента Смоленской области в постановке истицы на учет на основании того, что её дом не признан в установленном порядке непригодным для проживания, является незаконным. Городская межведомственная комиссия не может обследовать частный жилой дом. Процент износа её дома определен неправильно. Администрацией г. Смоленска аналогичные дома 60-80 годов в 2008г. были признаны аварийными и подлежащими сносу.
В Смоленском областном суде истица Лаптева Т.М. жалобу поддержала.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Недачин Ю.А. считал решение Ленинского районного суда г. Смоленска законным и обоснованным.
В Смоленский областной суд представитель администрации г. Смоленска не явился, извещен надлежащим образом, судом определено рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя администрации г. Смоленска.
Рассмотрев дело, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (ст. 4 Федерального закона).
Согласно п. 8 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, регистрация и учет граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.
Согласно п. 8 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 года, применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющим жилых помещений является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 7 Положения о признания помещения жилым помещением,
жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным
и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от
28.01.2006 N47, признание помещения жилым помещением, пригодным
(непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией,
создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанного помещения и
дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу п. 2 названного Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела видно, что стаж работы Лаптевой Т.М. в РКС составляет более 20 лет (с 22.05.1980 г. по 31.03.1999 г.), т.е. такое условие для получения жилищной субсидии, как наличие специального стажа работы в РКС, у истицы соблюдено. Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Вместе с тем, истица проживает и зарегистрирована в доме ..., жилой площадью ... кв.м., общей площадью ... кв.м., ... доли которого принадлежит ей на праве собственности.
В материалах дела имеется заявление Лаптевой Т.М. от 10.06.2005г. на имя главного федерального инспектора по Смоленской области, в котором она просит назначить комиссию для обследования её дома (л.д. 159 т.1).
Судом на основании заключения межведомственной комиссии от 29.10.2010г., акта обследования жилого помещения от 03.11.2011г., показаний заместителя председателя межведомственной комиссии ФИО, установлено, что жилой дом ... не является непригодным для проживания или аварийным.
Таким образом, принимая решение об отказе Лаптевой Т.М. в постановке на учет на получение жилищной субсидии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Лаптева Т.М. правом на получение жилищной субсидии не обладает, поскольку она обеспечена жильем не ниже установленных норм.
Доказательств того, что спорная квартира является непригодной для проживания по критериям безопасности жизни и здоровья граждан в порядке ст. 56 ГПК РФ Лаптевой Т.М. не предоставлено.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, правильно определил и истолковал закон, подлежащий применению, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, поэтому оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 26 марта 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Лаптевой Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.