Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Зубаровской С.В.,
судей - Козловой А.А. и Дмитриевой Г.И.,
при секретаре - Алексеевой О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Козлова Владимира Андреевича на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 16 мая 2011 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., объяснение Овсянниковой И.А. - представителя Центрального управления Ростехнадзора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Козлов В.А. обратился в суд к ОАО "Жилищник", его филиалу ЖЭУ N 5, СМУП "ВЦ ЖКХ", Администрации... с иском о возложении обязанности по установке счетчиков тепла на трубопроводе отопительной системы в двух комнатах квартирыN в домеN по ул.... г.Смоленска, перерасчете оплаты за отопление, аннулировании задолженности за период с 1999 года по настоящее время ввиду ненадлежащего предоставления названной услуги (л.д.4-5, 59-60, 82, оборот, 110, 177-178).
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 16.05.11г. истцу в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе он просит отменить решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Согласно ч.1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется впорядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.4 названной статьи).
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации утвердилоПравила предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ от 23.05.06 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам").
Пунктом 60 названных Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленнуюприложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указаннымприложением.
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги (п.62 Правил).
Разделом VIII Правил определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который включает (в том числе) уведомление в письменной или устной форме об этом аварийно-диспетчерской службы исполнителя или иной службы, указанной исполнителем, с последующей регистрацией (номер заявки и время её приема), а в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, согласование с потребителем точного времени и даты установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг с составлением по её результатам соответствующего акта, где указываются качество, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем).
В силу п.71 Правил этот акт является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.
Из материалов дела следует, что Козлов В.А. вместе с семьей (он, жена -ФИО1., дочь -ФИО2 и сын -ФИО3.) занимает по договору социального найма двухкомнатную квартируN домаN по ул.... в г.Смоленске (л.д.35).
Управление названным домом на основании соответствующего договора от 13.12.07г. осуществляет ОАО "Жилищник" (л.д.21).
Козлов В.А. обратился в октябре 2010 года к ОАО "Жилищник", Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" с заявлениями о ненадлежащем предоставлении услуг по теплоснабжению из-за наличия вентеля на стояке в квартирах.N (л.д.62, 64).
Эти заявления были рассмотрены, по результатам проверки установлено, что в большой комнате квартирыN температура воздуха +210, а в жилом помещении, которое занимает истец, - +200 (при норме обеспечения - от +180 до +220, п.14 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), радиатор отопления в ней не обогревается (л.д.63, 76).
Впоследствии ОАО "Жилищник" "ЖЭУ N 5" проведена регулировка системы отопления, после которой все радиаторы прогревались равномерно, с чем согласился и Козлов В.А., учинивший подпись в акте от 14.12.10г. (л.д.77).
Учитывая, что истец до октября 2010 года к ОАО "Жилищник" с заявлением о ненадлежащем теплоснабжении не обращался, то суд обоснованно, с учетом положений ст.196 ГК РФ, отказал ему в удовлетворении требования о перерасчете платы за эту услугу и аннулировании задолженности за период с 1999 года по настоящее время ("данные изъяты".).
Правильным является решение и в части отказа в удовлетворении требований об установке счетчиков тепла в двух комнатах квартиры, где проживает истец.
Согласно ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан (в том числе) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение.
Пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.06г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры,коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из имеющейся в деле технической документации усматривается, что квартирный счетчик тепла монтируется на подающем или обратном трубопроводе отопительной системы в квартире истца (л.д.61). Следовательно, является частью не общедомового, а внутриквартирного инженерного оборудования, обязанность по эксплуатации которого не лежит на муниципальном образовании, как на собственнике названного дома.
В свою очередь, ОАО "Жилищник", как организация его обслуживающая, обязана проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и водыпутем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики), установкипоквартирных водо- и газосчетчиков и обеспечивать их сохранность и работоспособность; внедрять средства автоматического регулирования и диспетчеризацию систем; широко использовать прогрессивные технические решения и передовой опыт эксплуатации.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями (п.5.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.03г. N 170).
Из акта от 07.04.11г. следует, что указанный в этих Правилах узел учета тепловой энергии в домеN по ул.... в г.Смоленске был установлен ОАО "Жилищник" и допущен к эксплуатации (л.д.179).
По смыслу п.7 ст.13 Федерального закона от 23.11.09г. N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оснащение многоквартирных домов дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии предусмотрено для многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 01.01.12г. после капитального ремонта при наличии технической возможности их установки.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возложение на Администрацию..., как собственника названного домовладения, и ОАО "Жилищник", как управляющую компанию, обязанности по установке индивидуального счетчика тепла в квартире истца.
В случае самостоятельной установки названного прибора, разрешения Администрации... и заключения ООО "Энергосоюз", без подготовленного и оформленного в установленном порядке проекта переоборудования, недостаточно для осуществления данных работ (ч.2 ст.26 ЖК РФ).
При такой ситуации отказ суда в удовлетворении требований Козлова В.А. об установке в двух комнатах квартирыN в домеN по ул.... в г.Смоленске приборов по учету тепловой энергии, является правильным.
Решение суда законное и обоснованное, доводы жалобы свидетельствуют о неправильном толковании истцом норм материального права, поэтому не содержат оснований для его отмены.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 16 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Козлова Владимира Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.