Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Дмитриевой Г.И. и Козловой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Промышленного района г. Смоленска на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 мая 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., объяснения прокурора Афанасьевой Т.В., истицы Смирновой М.А., поддержавших доводы кассационного представления, возражения представителя администрации г. Смоленска - Беликова Г.В., полагавшего кассационное представление необоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района г. Смоленска (далее по тексту - Прокурор), действуя в интересах Смирновой М.А.,(дата) года рождения, обратился в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее по тексту - Администрация), Департаменту Смоленской области по образованию и науке (далее по тексту - Департамент) о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по выделению денежных средств, указав, что Смирнова М.С. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, на неё распространяются нормы ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку с 1992 г. по 1998 г. пребывала на полном государственном обеспечении. В этот период произошло отчуждение квартиры..., в которой она была зарегистрирована и являлась её сособственником по договору приватизации без контроля со стороны органа опеки и попечительства. Поскольку истица лишилась своей доли в жилом помещении по вине органов опеки и попечительства, допустивших бездействие, полагал, что Администрация обязана обеспечить её таковым вне очереди на основании вышеназванного закона.
Истица Смирнова М.А. поддержала заявленные требования по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель Администрации Голосов С.В. требования не признал, указав, что истица не является сиротой либо лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку последние не лишались родительских прав. В государственное учреждение она была помещена временно, из школы-интерната её забрал отец. Сделка по отчуждению квартиры не является завершённой, поскольку сведения о её государственной регистрации отсутствуют. В этой связи нельзя однозначно утверждать об отсутствии у Смирновой М.А. жилья.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Департамента, просившего рассмотреть дело без его участия и представившего возражения, в которых привёл доводы об отказе в удовлетворении исковых требований.
Решением Ленинского районного суда от 23 мая 2011 года прокурору Промышленного района г. Смоленска в интересах Смирновой М.А. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационном представлении Прокурор просит суд отменить решение, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Департамента, который, будучи надлежащим образом извещён о явке, в заседание судебной коллегии не явился.
Проверив материалы дела исходя из доводов жалобы, объяснений явившихся сторон, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно в ходе судебного разбирательства установил и оценил юридически значимые обстоятельства, достаточно полно и объективно дал им надлежащую правовую оценку, пришёл к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Реализуя провозглашённые в Конституции гарантии и принципы в сфере социальной политики, законодатель 21.12.1996 г. принял ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 1).
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия (статья 2):
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном закономпорядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - ФЗ N 159) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из анализа вышеизложенных норм следует, что правом на предоставление жилого помещения вне очереди как в общем порядке (по ст. 57 ЖК РФ), так и на основании ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обладают лица, отнесённые к одной из категорий: "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или "дети, находящиеся под опекой (попечительством)".
В соответствии со ст. 145 Семейного Кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Статьёй 8 ФЗ от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства.
Из материалов дела следует, что СмирноваМ.А.,(дата) года рождения, в период времени с 10.04.1986 г. по 09.10.1992 г. зарегистрирована и проживала по адресу:.... Указанное жилое помещение на основании договора приватизации от 10.06.1996 г. было передано в собственность истице, матери -С.Р.Н., брату -С.К.В.. По договору купли-продажи от15.06.1996г. жилое помещение проданоБ.Я.Р. иБ.Е.А., при этом согласие органов опеки и попечительства на совершение сделки получено не было.
В период времени с 09.10.1992 г. по 22.07.1998 г. Смирнова М.А. находилась на государственном попечении, сохраняя регистрацию в вышеназванной квартире до 15.06.1996 г.
Основанием для помещения несовершеннолетней Смирновой М.А. в государственное учреждение - СОГОУ"А", где она обучалась с 04.02.1992 г. по 22.07.1998 г., явилось то обстоятельство, что её мать -С.Р.Н. была осуждена приговором"данные изъяты" к"данные изъяты" лишения свободы, а отец Смирновой М.А. -С.Т.Л. после расторжения брака с семьёй не проживал. Однако, как только он узнал о местонахождении дочери, забрал её в 1998 году из школы-интерната, когда Смирновой М.А. было 12 лет.
Таким образом, несовершеннолетняя Смирнова М.А. выбыла из госучреждения в связи с возвратом в семью.
Согласно сообщению Управления опеки и попечительства... от 06.04.2011 г. N 17-2205 истица, как ребёнок, оставшийся без попечения родителей, не выявлялась, форма устройства её не избиралась, родители Смирновой М.А. не лишались в отношении дочери родительских прав.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, на основе анализа и оценки представленных по делу доказательств, пришёл к правильному выводу о том, что Смирнова М.А. не приобрела статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, поэтому она не является субъектом правоотношений, регулируемых ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку законодатель связывает предоставление льгот и дополнительных гарантий, предусмотренных данным ФЗ, с наличием официально установленного статуса "ребёнка-сироты", "ребёнка, оставшегося без попечения родителей", "ребёнка-лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" или "ребёнка, находящегося под опекой (попечительством)".
Доводы кассационного представления основаны на неправильном понимании норм права. Исходя из буквального толкования норм ФЗ "Об опеке и попечительстве", ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выявление и постановка на учёт ребёнка в качестве лица, оставшегося без попечения родителей, является полномочием органа опеки и попечительства, а не его обязанностью. Временное помещение ребёнка в органы госучреждения не является бесспорным доказательством того, что он автоматически приобрёл статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Предоставление жилого помещения вне очереди связано с приобретением такого статуса.
С учётом изложенного решение суда отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 23 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление помощника прокурора Промышленного района г. Смоленска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.