Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
судей: Назаренко Т.Н., Бобриковой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Кондратьева Геннадия Павловича на решение Десногорского суда Смоленской области от 01 июня 2011 года по иску Кондратьева Геннадия Павловича к Департаменту Смоленской области по социальному развитию и отделу социальной защиты населения в г.Десногорске Смоленской области о признании за ним права на получение двух ежемесячных денежных выплат, назначаемых ветеранам труда и участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, взыскании задолженности по ежемесячной денежной выплате для ветерана труда.
Заслушав доклад судьи Малькова А.Г., объяснения участников процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Десногорского суда Смоленской области от 01 июня 2011 года в удовлетворении заявленных исковых требований Кондратьева Г.П. отказано.
В кассационной жалобе Кондратьев Г.П. просит отменить решение суда, ссылаясь неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ч. 3 ст. 13 Закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичное положение содержится в ст. 3 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 года, в соответствии с которым если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное ( ч. 3 ст.3 Закона).
Установлено, что Кондратьев Г.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году и имеет право на компенсации и льготы в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Одновременно он является ветераном труда. Оба обстоятельства являются основанием для получения истцом мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Кондратьев Г.П. состоит на учете в УПФР в г. Десногорске, получает пенсию по старости и с 01.01.2005 года по настоящее время ежемесячную денежную компенсацию на основании п.3 ч1 ст. 13, п.п.2 ч.3 ст. 27.1 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" по категории -граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации катастрофы на ЧАЭС. Размер ежемесячной денежной выплаты в январе- марте 2011 года составлял*** руб., в дальнейшем он изменялся, в мае 2011 года он составляет***.
Письмом N 305 от 01.03.2011 года отела социальной защиты населения в г.Десногорске на л.д. 10-12, Кондратьеву было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты по федеральному и областному законодательству. Спор между сторонами возник о возможности получения истцом ежемесячной денежной выплаты по обеим основаниям, истец считает, что имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации по двум законам ФЗ "О ветеранах" и действующему Закону Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,... на территории Смоленской области" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС"
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 утвержден "Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации" (далее-Порядок), который регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной выплатой отдельных категорий граждан, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений, определяет перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, определяет правила установления, начисления и организации доставки ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 названного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Верно определив значимые обстоятельства дела на основе объективной оценки доказательств, проанализировав нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям, суд пришел к правильному выводу о том, что требования Кондратьева о предоставлении ему одной и той же меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям: по закону ФЗ "О ветеранах" и действующему Закону Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,... на территории Смоленской области" и Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" не основаны на действующем законодательстве, данные выплаты могут быть установлены по одному из указанных оснований, а не по каждому из них.
При таком положении решение суда является правильным.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права в виду следующего.
В ч. 1 ст. 23.1 Закона "О ветеранах" конкретизированы категории граждан, на которых распространяется выплата ежемесячной денежной выплаты установленной данной нормой, при этом категория ветеранов труда, к которой относится истец в данной норме отсутствует, а п. 3 Порядка предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной выплаты для участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС, если она установлена несколькими федеральными законами.
В рассматриваемом случае выплата требуемой меры социальной поддержки предусмотрена действующим Законом Смоленской области "О мерах социальной поддержки ветеранов труда,... на территории Смоленской области", в соответствии с которым, как и законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" возможность одновременного получения одной и той же меры социальной поддержки законом не предусмотрена, но за истцом закреплено право выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки, поскольку он имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям, что им уже было сделано, т.к. он является получателем с 01.01.2005 г. по настоящее время ежемесячной денежной компенсации на основании п.3 ч1 ст. 13, п.п.2 ч.3 ст. 27.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от данной выплаты он не отказывался.
Поскольку действующим законодательством, регулирующим назначение и выплату ежемесячной денежной компенсации, выплата указанного пособия производится с момента обращения за его назначением, а днем обращения считается день приема письменного заявления со всеми необходимыми документами, суд обоснованно не нашел оснований и для удовлетворения требований о выплате компенсации за время предшествовавшее обращению истца к ответчику с заявлением о назначении ему ЕДВ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Десногорского суда Смоленской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Кондратьева Геннадия Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.