Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Коржакова И.П.,
судей: Бобриковой Л.В., Гузенковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Овчинникова А.Н. на решение Вяземского районного суда Смоленской области от 11 июля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Гузенковой Н.В., проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинников А.Н. обратился в суд с исковыми требованиями к генеральному директору ООО " ..." Дудка Л.И. о понуждении к производству перерасчета платежей за не предоставленную управляющей организацией многоквартирным домом ... услугу по горячему водоснабжению, признании неправомерными действий по отказу в осуществлении данного перерасчета платежей и компенсации морального вреда в сумме .... Требования мотивировал тем, что ответчик, признавая факт не предоставления услуги по горячему водоснабжению в июне и сентябре 2010 года, отказал в перерасчете начисленных платежей за необоснованностью.
В судебном заседании Овчинников А.Н. заявленные требования поддержал, пояснив также, что в июне 2010г. горячей воды не было 133 часа, в сентябре - 39 часов, однако перерасчет платы не производился.
Ответчик Дудка Л.И. требования не признала, пояснив, что перерыв в предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению в 2010г. был связан с профилактическими работами в июне месяце и с аварией на водоканале в сентябре. Его общая продолжительность составила 7 суток, что не превысило рекомендуемого срока, установленного Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда. В расчет тарифа за спорную коммунальную услугу заложен 351 день вместо 365 (за год), т.е. плата за время возможного перерыва уже вычтена, в связи с чем в удовлетворении иска просит отказать.
Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 11 июля 2011 года в удовлетворении исковых требований Овчинникову А.Н. отказано.
В кассационной жалобе Овчинников А.Н. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда противоречат обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии состатьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Согласнопункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденныхпостановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N307) деятельность исполнителя коммунальных услуг (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив) по горячему водоснабжению относится к коммунальным услугам.
В соответствии с пунктом 4.12.3 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", утвержденного постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 N 158-ст, оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Согласнопункту 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленнуюприложением N 1 к настоящимПравилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указаннымприложением.
Из данногоприложения следует, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа, для проведения профилактических работ - в соответствии спунктом 10 Правил N 307.
Согласнопункту 61 Правил при перерывах в предоставлении коммунальной услуги, превышающих установленную продолжительность, а также при проведении 1 раз в год профилактических работ в соответствии спунктом 10 Правил плата за коммунальные услуги при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета снижается на размер стоимости непредоставленных коммунальных услуг.
Объем (количество) непредоставленного коммунального ресурса рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги, количества потребителей (для водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения) или общей площади жилых помещений (для отопления), а также времени непредоставления коммунальной услуги(пункт 62).
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящимиПравилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящимиПравилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормамиСанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" (утвержденыпостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20; введены в действие с 01.09.2009) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток(пункт 3.1.11).
Из материалов дела следует и судом установлено, что Овчинников А.Н. является собственником квартиры ..., управление которым осуществляется ООО " ...". Многоквартирный дом имеет общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. В течение 2010 года отключение горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме производилось: в связи с ремонтными работами на газопроводе ООО " ..." с 15.06.2010г. (с 10 час.00мин.) по 17.06.2010г. (до 10 час. 30мин.), с 23.06.2010г. (с 21 час.00мин.) по 27.06.2010г. (до 9 час.30 мин.); 11.09.2010г. (с 10 час.00мин. до 20 час.00мин); в связи с ремонтными работами ООО " ..." с 15.09.2010г. (с 10 час.00мин.) по 16.09.2010г. (до 14 час.00мин.).
Оценив предоставленные сторонами по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ: заявления истца на имя директора ООО " ..." от 30.12.2010г.,12.01.2011г., ответы последнего от 15.12.2010г., 26.01.2011г., выписки из сменного журнала газовой котельной теплового энергетического участка ООО " ...", акт проверки, составленный специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области от 07.04.2011г., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности заявленных истцом требований, поскольку общая продолжительность перерыва в предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения (7 суток), связанная с проведением ремонтных и профилактических работ, не превысила установленного нормативными актами срока (14 суток). При этом суд также правомерно указал, что в тарифах, установленных постановлением от 08.12.2009г. N 212 Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике на 2010 год, по горячему водоснабжению расчет платежей произведен исходя из 351 дня в год (вместо 365), т.е. с учетом возможного 14-дневного перерыва в предоставлении данной услуги в связи с проведением ремонтных и профилактических работ.
Доводы кассационной жалобы о несоответствии указанных положений тарифа по оплате услуги горячего водоснабжения размеру ежемесячной социальной норме судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием заявленных истцом требований, ввиду чего не проверялось судом первой инстанции.
Согласноч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В силуст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
Вп. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии сч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.
По тем же основаниям судебной коллегией отвергаются и доводы жалобы о неправильности установления ответчиком единой стоимости 1 куб.м. горячей воды как для квартир, оборудованных индивидуальными приборами учета, так и для квартир необорудованных таковыми.
Ссылки в жалобе на судебную практику судов общей юрисдикции иных субъектов РФ также являются несостоятельными, поскольку суд обязан учитывать разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятых на основаниистатьи 126 Конституции Российской Федерации (п.п. "б" п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 "О судебном решении").
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, дал оценку представленным сторонам доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вяземского районного суда Смоленской области от 11 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Овчинникова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.