Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Зубаровской С.В.,
судей: Абрамовой Т.Н. и Дмитриевой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 августа 2011 года,
заслушав доклад судьи Зубаровской С.В., возражения представителя Скутовой Н.Я. по доверенности Балабаевой Е.С., которая просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать,
УСТАНОВИЛА:
Скутова Н.Я. обратилась в суд с иском к администрации г. Смоленска (далее - Администрация), Департаменту Смоленской области по социальному развитию (далее - Департамент) и просила: признать за ней право на обеспечение жильем на основании ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ N 714 от 07.05.2008г., обязать Администрацию принять ее на учёт нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначального обращения, а Департамент - включить её в сводный список отдельных категорий граждан, которым предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставить сертификат, удостоверяющий право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещение размером, рассчитанным на дату выдачи сертификата, как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, указав, что является ветераном-участником ВО войны, имеет право на льготы и компенсации, установленные указанными Законами; 22.12.2009г. и 19.03.2010г. она обращалась в Администрацию с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей отказано по мотивам обеспеченности жильём более учетной нормы по месту регистрации ..., как члена семьи собственника данного дома - зятя Р.Е.Т. Считая отказ незаконным, поскольку членом семьи собственника жилого помещения не является, просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Администрации Шерстнева Е.П. требования не признала, полагая, что истица обеспечена жилым помещением по месту регистрации более учётной нормы. Кроме того, изменения в ФЗ "О ветеранах" в части исключения такого условия для получения меры социальной поддержки, как постановка на учет до 01.03.2005г., вступили в законную силу 03.01.2010г., в связи с чем истица может быть принята на учет не ранее указанной даты.
Представитель Департамента Лавриненкова А.И. требования также не признала, поддержав письменные возражения, где указано, что истица не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления, соответственно не включена Департаментом в сводный список граждан.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 августа 2011 года за Скутовой Н.Я. признано право на обеспечение жильём на основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"; Администрация обязана принять Скутову Н.Я. на учёт ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета с 03.01.2010г.; Департамент обязан включить Скутову Н.Я. в сводный список отдельных категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" по дате постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации - 03.01.2010г. и предоставить сертификат, удостоверяющий право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения размером, рассчитанным на день выдачи сертификата как произведение общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Смоленской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшееся решение, полагая, что оно принято с существенным нарушением норм процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие истицы Скутовой Н.Я., представителей ответчиков - Администрации и Департамента, которые, будучи надлежащим образом извещены о явке, в заседание судебной коллегии не явились.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы с учётом возражений, судебная коллегия находит принятое решение правильным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 указанного Закона (подпункт 3 пункта 1 ст.15).
Пунктом 3 ст.23.2 названного Закона установлено, что объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) признано в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно п.1. ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из изложенного следует, что предоставление участнику Великой Отечественной войны такой меры социальной поддержки как обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, законодатель ставит в зависимость от одновременного наличия двух критериев: статуса участника ВОВ и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что Скутова Н.Я., (дата) года рождения, является ветераном-участником ВО войны, имеет право на льготы и компенсации, установленные ФЗ "О ветеранах".
В настоящее время она проживает и зарегистрирована "данные изъяты", принадлежащем на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.07.1995г. её зятю Р.Е.Т.
По данным домовой книги в жилом доме зарегистрированы Р.Е.Т., Т.О.В. (дочь истицы) и Скутова Н.Я. -
22.12.2009г. и 19.03.2010г. Скутова Н.Я. обращалась в Администрацию с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета.
Постановлением администрации г.Смоленска от 02.06.2010 г. N 987-адм Скутовой Н.Я. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета. Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что истица по месту жительства обеспечена общей площадью жилого помещения более учётной нормы.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истица является членом семьи своего зятя; предположения не могут быть положены в основу решения; истица отрицает указанные обстоятельства, поэтому они подлежали доказыванию на общих основаниях ответчиками, которые таких доказательств суду не представили. То обстоятельство, что истица проживает в доме зятя, не свидетельствует о том, что она является членом семьи собственника дома.
Вместе с тем, судом установлено, что вселение Скутовой Н.Я. было произведено при условии заключения договора найма, что подтверждено договорами найма жилого помещения от 01.06.1997г., 01.06.2010г., 01.06.2011г., проживает она в отдельной комнате, самостоятельно несёт расходы по оплате коммунальных услуг, ведёт отдельное от семьи зятя хозяйство, имеет свой бюджет, за счёт которого приобретает продукты питания. Уход за истицей осуществляет постороннее лицо.
Судом проверялся довод Департамента о том, что истица получает денежный эквивалент по оплате коммунальных услуг на всех членов семьи и он правомерно не принят во внимание судом, поскольку достоверными доказательствами не подтверждён.
Таким образом, отсутствуют основания считать, что истица обеспечена жильем по установленной норме.
Удовлетворяя требования истицы о признании права на получение жилья в соответствии со ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Скутова Н.Я. имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета, поскольку она ветеран - участник ВО войны и нуждается в улучшении жилищных условий, вследствие чего отказ ей в удовлетворении заявления о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, является неправомерным.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными, основанными на правильном применении и толковании вышеприведенных норм законодательства.
Довод жалобы в той части, что истица намеренно совершила умышленные действия, заключила договор найма с собственником жилого помещения, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, не может быть принят во внимание, поскольку не был предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Из материалов дела судебная коллегия не усматривает оснований считать, что истица совершала какие-либо действия, направленные на умышленное ухудшение своих жилищных условий.
Решение суда администрация г. Смоленска не обжалует.
Ссылка в жалобе на то, что суд необоснованно отказал в привлечении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Министерство регионального развития РФ, так как судебное постановление может повлиять на их права и обязанности, несостоятельна, поскольку построена на предположениях, на которых суд не может строить своё решение.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе фактически воспроизводят доводы Департамента, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ надлежащую правовую оценку в решении суда, по существу направлены к иной оценке исследованных судом доказательств и не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, свидетельствующих о возможности иного мнения по делу.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия ст.ст.362-364 ГПК РФ основаниями к его отмене, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 17 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.