Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Зубаровской С.В.,
судей - Козловой А.А. и Дмитриевой Г.И.,
при секретаре - Алексеевой О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Сафоновского районного суда от 4 августа 2011 года.
Заслушав доклад Козловой А.А., объяснение представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Недачина Ю.А., возражения Щербы А.С., Щерба С.А. и их представителя Коротченко Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щерба А.С. и Щерба С.А. обратились в суд к администрации МО " ..." с иском о предоставлении им социальной выплаты в рамках областной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы, ссылаясь на необоснованное их исключение из списка участников этой программы и неуведомление о включении в состав на 2011-2015 годы (л.д.3).
Определение м суда от 14.06.11г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию (л.д.26).
Решением Сафоновского районного суда от 04.08.11г. администрация МО " ..." и Департамент Смоленской области по социальному развитию обязаны предоставить Щербе А.С. и Щерба С.А. социальную выплату, предусмотренную долгосрочной областной целевой программой "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 14.10.08г. N 564, в размере не менее 40 процентов средней стоимости жилья по Смоленской области, из которых 35 процентов - за счет средств областного бюджета, не менее 5 процентов - за счет средств бюджета муниципального образования.
С ответчиков в пользу Щербы А.С. взыскана госпошлина - по 100 руб. (с каждого).
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия находит его подлежащим отмене ввиду следующего.
Из материалов дела следует, что 24.04.09г. семья истцов (в составе 4-х человек - Щерба А.С., Щерба С.А., дочь ФИО1, (дата) и сын ФИО2, (дата) .) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в областной долгосрочной программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы (л.д.7).
Постановлением Главы МО " ..." от 19.05.09г. N 515 семья была признана участником этой программы на 2009-2010 годы, внесена в соответствующий список, утвержденный комиссией по жилищным вопросам администрации МО " ..." (л.д.8, учетное дело участника Программы Щербы А.С.).
Суд, признавая за семьей Щерба право на получение социальной выплаты в рамках указанной выше Программы за 2009-2010 год, исходил из включения ее в список участников.
Судебная коллегия не может согласиться с этим выводом, поскольку сделан он на неполно выясненных обстоятельствах по делу и основан на неправильном толковании норм материального права.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.06г. N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Подпунктом "а" п.5 названных Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья,возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Обязанность по проверке представленных молодыми семьями документов, признание либо отказ в признании участником Программы, формирование списков семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и их представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, возложена на орган местного самоуправления муниципального образования (п.15, 17, 21 Правил).
Постановлением Администрации Смоленской области от 13.03.09г. N 125 утвержден Порядок реализации отдельных мероприятий долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы.
Пунктом 2.3. названного Порядка установлено, что орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 2.1. настоящего Порядка, и до 1 сентября года, предшествующего планируемому, принимает решение о включении молодой семьи в список молодых семей - участников Программы, либо отказе включить молодую семью в указанный список. О принятом решении орган местного самоуправления уведомляет молодую семью в письменной форме.
В случае включения молодой семьи в список на неё заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для принятия такого решения.
Список формируется органом местного самоуправления в хронологической последовательности в соответствии с датой признания заявителя участникомПрограммы. Молодые семьи, включенные органами местного самоуправления в список в один и тот же день, указываются в соответствии со временем подачи заявления.
В первую очередь в список включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.05г.
Департамент по социальному развитию на основании списков, представленных органами местного самоуправления, формируетсводный список молодых семей - участниковПрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году, по Смоленской области (далее также - сводный список) поформе согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Департамент по социальному развитию на основании сводного списка, заявок, представленных органами местного самоуправления поформе согласно приложению N 5 к настоящему Порядку, и с учетом средств, предусмотренных областным бюджетом на финансирование расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области, связанных с реализациейПрограммы, на соответствующий финансовый год, формируетсписок молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в планируемом году по Смоленской области (далее также - список претендентов) поформе согласно приложению N 6 к настоящему Порядку.
Департамент по социальному развитию в соответствии сразделом 4 настоящего Порядка может вносить изменения в утвержденный сводный список и в список претендентов.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участниковПрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, решение Департамента по социальному развитию по вопросу о включении их в сводный список и в список претендентов (п.п.2.6.-2.9., 2.11 Порядка).
Таким образом, право на предоставление социальной выплаты у участников Программы возникает только после их внесения Департаментом Смоленской области по социальному развитию в список претендентов на получение социальных выплат.
Вопреки этому никаких сведений о включении семьи Щерба в сводный, а затем в список претендентов на получение социальной выплаты в 2009-2010 годах, в материалах дела не имеется.
Вопрос этот в судебном заседании не выяснялся, как и действия муниципального образования по своевременной передаче списков участников в Департамент Смоленской области по социальному развитию оставлены судом без внимания, хотя это имеет существенное значение для правильного разрешения дела.
Кроме того, после направления Щербе А.С. сообщения администрации МО " ..." о том, что реализация мероприятий целевой программы, в которой участвовала его семья, заканчивается в 2010 году и предложения участвовать в аналогичной долгосрочной Программе на 2011-2015 годы, он обратился к Главе муниципального образования с соответствующим заявлением и семья вновь была включена в список участников Программы, но уже на 2011-2015 годы (материалы учетного дела).
Однако 31.01.11г. на заседании комиссии при Департаменте Смоленской области по социальному развитию Главе МО " ..." было рекомендовано исключить их из указанного выше списка ввиду достижения Щерба С.А. возраста 35 лет, что и нашло отражение в постановлении администрации от 08.04.11г. N 456 (л.д.10, 14-15).
Щерба, обращаясь в суд с иском, оспаривали исключение их из списков участников Программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, в то же время заявили о предоставлении социальной выплаты в рамках другой Программы (на 2009-2010 год).
При такой ситуации суду следовало предложить истцам уточнить свои требования и в зависимости от этого разрешить спор с учетом действующего законодательства.
Судом при постановлении решения с ответчиков взыскана госпошлина в пользу Щербы А.С., что противоречит положениям п.п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ.
Исходя из изложенного, решение нельзя признать правильным, оно на основании п.1 ч.1 ст.362 ГПК РФ подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку допущенные им нарушения не могут быть исправлены в суде кассационной инстанции.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сафоновского районного суда от 4 августа 2011 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.