Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего: Малькова А.Г.
судей: Назаренко Т.Н., Бобриковой Л.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Полянской М.А. -Кожина А.Г. и кассационному представлению Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 01 июня 2011 г.
Заслушав доклад судьи Назаренко Т.Н., заключение прокурора Афанасьевой Т.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области обратился в суд в интересах Полянской М.А. с требованиями о признании отказа администрации в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Указывает на то, что Полянская М.А. является вдовой участника ВОВ Полянского М.А., умершего (дата) .; проживает в квартире бывшего зятя ., которая принадлежит ему на праве собственности; членом его семьи не является. Считает, что в соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ является нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.2ОО8г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". В суде прокурор Голубкова И.А., Полянская М.А. и представитель Полянской М.А. Кожин А.Г. требование поддержали.
Представитель МО "Гагаринское городское поселение" Дегтярёва Н.И. требования не признала, сославшись на то, что Полянская М.А. проживает в благоустроенном жилом помещении, пригодном для проживания и отвечающим установленным для жилья требованиям, общей площадью на состав семьи 2 человека - 48,5 кв.м., при учётной норме в 10,5 кв.м. на одного человека.
Решением Гагаринского районного суда Смоленской области от 01 июня 2011 года в иске Гагаринскому межрайонному прокурору, заявленному в интересах Полянской М.А. в оспаривании решения администрации г. Гагарин Смоленской области об отказе в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано.
В кассационной жалобе представитель Полянской М.А. - Кожин А.Г., просит решение суда отменить, как незаконное. Ссылается на то, что Полянская М.А. не является членом семьи бывшего зятя выводы суда об обратном противоречат показаниям свидетелей о том, что данные лица проживают в разных комнатах, не ведут общего хозяйства, а в период с мая по октябрь истица проживает у старшей дочери.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела и несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. По его мнению, судом не в полном мере учтены положения пунктов 11,12,13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ".
В суд кассационной инстанции поступило заявление прокурора об отзыве кассационного представления.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение суда правильным.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное (внеочередное для инвалидов войны I группы) бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 г. N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена программа по реализации мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 ЖК РФ.
Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 ЖК ОФ категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК ОФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Жилищное законодательство РФ и Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 не устанавливают и не гарантируют предоставление инвалидам ВОВ отдельных жилых помещений исключительно по факту имеющегося статуса, а связывают такое право с нуждаемостью.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения принимаются на учёт нуждающихся в жилых помещениях, если приходящая на них доля общей площади занимаемого жилого помещения ниже учетной нормы, установленной органами местного самоуправления (ч.5 ст.50 ЖК РФ).
Решением Совета депутатов Гагаринского городского поселения от 31 января 2006
г. N 22 учётная норма в жилом фонде Гагаринского городского поселения определена в
10,5 кв.м. общей площади на одного человека.
Как следует из материалов дела, Полянская М.А. является вдовой участника ВОВ Полянского В.Г., умершего (дата) ; с 1994 г. проживает в квартире, общей площадью 48,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности её бывшему зятю на основании свидетельства о государственной регистрации права и договора о бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых квартир в государственном муниципальном жилищном фонде на праве собственности с 1994 г. После развода с женой (дочерью заявительницы), Полянская М.А. осталась проживать с ним, о чём бывший зять не возражал. Из справки ЖКХ следует, что на момент приватизации квартиры, в качестве члена семьи проживала и была зарегистрирована Полянская М.А., которая добровольно отказалась от участия в приватизации согласно копии её заявления.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования, установив, что доля общей площади в квартире на каждого из проживающих составляет 24,25 кв.м., что превышает учётную норму, определённую органом местного самоуправления. Законных оснований для постановки заявительницы на учёт нуждающихся в жилых помещениях для последующего предоставления за счёт средств федерального бюджета соответствующего жилого помещения не имеется.
Доводы жалобы о том, что Полянская М.А. не является членом семьи Потлова А.А., поскольку проживают в разных комнатах, не ведут общего хозяйства были предметом судебной проверки и мотивировано опровергнуты. Из материалов дела усматривается, что заявитель имеет равные права и обязанности с нанимателем, поскольку вселилась в квартиру с соблюдением требований ст.70 ЖК РФ, приобретал право пользования жилым помещением. После приватизации квартиры бывшим зятем в октябре 2002 г., добровольно отказалась от участия в приватизации, что подтверждено договором приватизации квартиры и заявлением Полянской М.А.. В силу ст. 19 ФЗ от 29.12.2004г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" - действие положений ч.4 ст.31 ЖК РФ (выселение) не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к требованиям, изложенным в суде первой инстанции, которые были предметом рассмотрения настоящего дела и которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Несогласие с выводами суда и принятым решением, не является основанием для отмены состоявшегося по делу решения.
На основании вышеизложенного, решение суда является законным и обоснованным, по доводам жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда Смоленской области от 01 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Полянской М.А. -Кожина А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.