Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей Шаровой Т.А., Ивашневой Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационным жалобам Администрации г.Смоленска и Департамента Смоленской области по социальному развитию на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 сентября 2011 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненковой А.И., представителя Администрации г.Смоленска Шерстневой Е.П., возражения Исакова А.А., судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Исакова А.А. первоначально обратилась в суд с требованием к Администрации г.Смоленска об оспаривании отказа в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 года, затем требования уточнены с указанием программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, указав, что ее семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем 24.11.2010г. она обратились в Администрацию с заявлением о включении их в состав указанной программы, в чем ей было необоснованно отказано со ссылкой на то, что их семья обеспечена жилой площадью согласно установленных норм. Данный отказ считает необоснованным, поскольку она с матерью и братом зарегистрирована в комнате площадью 11.8 кв.м., ее муж Исаков А.В. зарегистрирован в доме общей площадью 79 кв.м., который приватизирован его родителями и где зарегистрированы четыре человека, они являются молодой семьёй, к тому же 20.05.2011г. у них родился ребенок, зарегистрированный с ней.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица Исаков А.В. поддержал заявленные Исаковой А.А. требования.
Представитель Администрации г. Смоленска Шуплякова М.М. заявленные требования не признала на том основании, что для включения в программу "Обеспечение жильем молодых семей" молодая семья должна быть признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в чем Исаковой было правомерно отказано, так как учетная норма площади жилого помещения на каждого члена ее семьи превышала установленную норму в 10,5 кв.м., используемую в г.Смоленске при постановке на учет. Прежняя программа завершена. Для включения в новую программу Исаковой А.А. необходимо было подать соответствующие документы.
Представитель третьего лица Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненкова А.И. просила отказать Исаковой А.А. в удовлетворении заявленных требований, так как заявления Исакова А.А. на участие в программе "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы не подавала, ранее отказано было обоснованно, так как не родившийся ребенок в программе не мог участвовать.
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 сентября 2011 года суд признал Исакову А.А. с членами семьи: мужем Исаковым А.В. и сыном Исаковым С.А., - нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязал Администрацию г.Смоленска включить молодую семью в составе: супруга Исакова А.В., супруги Исаковой А.А. и сына Исакова С.А.,- в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы.
В кассационной жалобе Департамент Смоленской области по социальному развитию просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что к участию в деле не привлечено Министерство регионального развития РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; Исаковы не обращались с заявлением об участии в программе 2011-2015 года; заявление от истицы на участие в программе 2009-2010г. поступило по истечении установленного для формирования списков участников срока, истицей допущено злоупотребление правом, нарушена очередность.
В кассационной жалобе Администрация г.Смоленска просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность. Указывает, что с учетом площади обоих помещений на момент действия программы 2009-2010 года Исаковы были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а соответственно и включены в состав участников программы на 2009-2010 годы. Постановление от 14.02.2011 года об отказе незаконным не признано. Спор о праве отсутствует, поскольку заявление на участие в программе 2011-2015 года Исакова не подавала, отказа не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, право на участие в программе имеет молодая семья, принятая на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.7 названных Правил в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установленыстатьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно Постановлению Главы г.Смоленска от 3.05.2005г. N 1087 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске" учетная норма установлена в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Из материалов дела видно, что Исакова (до заключения брака Малеева) А.А.,1983 года рождения, состоит в браке с Исаковым А.В.,1985 года рождения, заключенного 11.04.2008г., от которого имеют сына Исакова С.А. 20.05.2011г. рождения.
24.11.2010г. истица обратилась с заявлением к ответчику о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников городской программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2009-2010 годы.
Постановлением Администрации г.Смоленска N231-адм от 14.02.2011г. Исаковой А.А. было отказано в удовлетворении её заявления по причине обеспеченности семьи жилым помещением более учетной нормы, установленной в г.Смоленске в размере 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
С 1991г. Исакова А.А. с матерью и братом зарегистрирована в комнате, площадью 11,8 кв.м, жилого помещения ... где также с 25.08.2011г. зарегистрирован ее сын Исаков С.А.
Муж истицы Исаков А.В. с 1987г. зарегистрирован вместе с родителями и братом в доме ..., общей площадью 79 кв.м. согласно справке Смоленского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", который приватизирован родителями Исакова А.В. Согласно договору приватизации от 25.01.1994 г. общая площадь указанного жилого дома составляет 57, 7 кв.м.
Согласно заключенному между Донским А.И., наймодателем, Исаковым А.В. и Исаковой А.А., нанимателями, договору коммерческого найма от 1.10.2009г., сроком на 12 месяцев, последним была предоставлена для проживания за "данные изъяты" руб. в месяц кв. ... Указанный договор расторгнут по обоюдному согласию 30.04.2010г.
По договору коммерческого найма от 1.05.2010г. Комаровым О.В. была предоставлена Исаковой А.А. и Исакову А.В. для временного проживания за "данные изъяты" руб. в месяц сроком на 1 год ...
По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, в ЕГРП на недвижимое имущество отсутствуют записи о правах Исаковой (Малеевой) А.А., Исакова А.В. и Исакова С.А. на объекты недвижимости.
Согласно справке ОАО "Смоленский авиационный завод" Исаков А.В. работает зам.главного энергетика, его фактическое место жительства- кв. ...
По справке Смоленского отделения Сбербанка России у семьи Исаковых имеются необходимые доходы для получения кредита на приобретение объекта недвижимости в рамках программы "Обеспечение жильем молодых семей".
Оценив представленные сторонами доказательства и произведя соответствующий расчет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что семья Исаковой А.А. должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, так как исходя из долей общей площади обоих жилых помещений, на нее, ее мужа и их сына приходится по 8,55 кв.м. на каждого общей площади, что является меньше учетной нормы площади жилого помещения, которая в силу законодательства в г. Смоленске составляет 10,5 кв.м. общей площади жилья на одного человека и не препятствует постановке заявителя на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указанные данные свидетельствуют о том, что семья Исаковой А.А. имеет право стать участником целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей", поскольку критерием включения граждан в данную программу является нуждаемость в улучшении жилищных условий, которому ее семья, как не обеспеченная по норме, соответствует, в связи с чем суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Суд первой инстанции, проверив обстоятельства по делу, обоснованно признал неправомерным то, что Исаковой А.А. фактически при подаче заявления в ноябре 2010 года для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы было отказано и предложено указать на участие в программе 2009-2010 года, хотя на тот момент были приняты городская и областная программы на 2011-2015 годы, в связи с тем, что отсутствовала федеральная программа. Поэтому нельзя согласиться и с доводами жалобы о том, что Исаковой А.А. не подавалось заявление на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, что заявление от истицы на участие в программе 2009-2010г. поступило по истечении установленного для формирования списков участников срока, а ее действия свидетельствуют о злоупотреблении правом. Кроме того, представитель Администрации г.Смоленска в суде указывала на необходимость формулирования требования истицы о включении в городскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы (л.д.63). Поэтому не соответствуют установленным судом обстоятельствам доводы жалобы Администрации г.Смоленска об отсутствии спора.
Ссылка в жалобе Администрации г.Смоленска на то обстоятельство, что с учетом площади обоих помещений на момент действия программы 2009-2010г. Исаковы были обеспечены общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а соответственно и включены в состав участников программы на 2009-2010 годы, не имеет правового значения, так как правильно установил суд, на данный момент семья Исаковых обеспечена жилплощадью менее учетной нормы.
Доводы жалобы Департамента о том, что к участию в деле не привлечено Министерство регионального развития РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не влияют на правильность принятого решения, поскольку взыскания денежных средств не производилось, суд лишь признал нуждающимися в улучшении жилищных условий членов семьи Исаковой и обязал включить в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы ее семью, не решая вопроса об очередности.
В целом суждения, приведенные в жалобах, не содержат мотивов, которые свидетельствовали бы о необходимости отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.361,366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Администрации г.Смоленска и Департамента Смоленской области по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.