Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Коржакова И.П.,
судей: Ивашневой Л.П., Шаровой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ответчика Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 октября 2011 года, которым частично удовлетворен иск Курякова О.Н.
Заслушав доклад судьи Ивашневой Л.П., объяснения представителя УФСИН по Смоленской области - Селифонова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения истца Курякова О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куряков О.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области (далее УФСИН по Смоленской области) о восстановлении трудовых прав. В обоснование требований указал, что 21.01.2011 г. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты в поселковый Совет депутатов , в связи, с чем подлежал освобождению от выполнения служебных обязанностей на весь период избирательной компании на основании поданного им рапорта. Однако, приказом УФСИН России по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 488-лс дни его невыхода на работу с 31.01.2011 г. по 01.04.2011 г. признаны прогулами с лишением причитающихся ему выплат. Приказом от 12.07.2011 г. N 487-лс он был лишен выплаты суммы единовременного денежного содержания по итогам работы за 2011 г. Уточнив требования, просил признать п. 2 приказа УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 488-лс и приказ УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 487-лс незаконными и отменить их, взыскать с ответчика в его пользу денежное довольствие за период с 31.01.2011 г. по 01.04.2011 г. в сумме ... руб. ... коп., единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за 2011 г. в размере ... руб. ... коп.
В судебном заседании Куряков О.Н. иск поддержал.
Представитель УФСИН по Смоленской области - Селифонов А.А. иск не признал.
Представитель третьего лица - инспекции по личному составу УФСИН по Смоленской области - Акимцева М.В. с иском не согласилась.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24.10.2011 г. иск Курякова О.Н. удовлетворен частично. Пункт 2 приказа УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 488-лс и приказ УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 487-лс признаны незаконными и отменены. С УФСИН по Смоленской области в пользу истца взыскано единовременное денежное довольствие по итогам работы за 2011 г. в размере ... руб. ... коп. В остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе УФСИН по Смоленской области просит решение отменить как необоснованное, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Истец не заявлял требования о признании незаконным и отмене заключения служебной проверки. Отмена приказов без отмены заключения служебной проверки является необоснованной. В соответствии с Законом Калининградской области от 18.03.2008 г. N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" освобождение истца от исполнения служебных обязанностей является правом работодателя. Суд необоснованно взыскал с УФСИН по Смоленской области единовременное денежное вознаграждение.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов жалобы и возражений на нее, не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.07.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее, Закон), зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 30 Закона Калининградской области от 18.03.2008 г. N 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области".
Согласно п. 1 ст. 41 Закона администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата (п. 3).
В соответствии с п.п.2.3.-2.6 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 27.04.2005г. N 315, выплата единовременного денежного вознаграждения сотрудникам по итогам работы за год производится на основании приказа начальника, а начальникам-на основании приказа вышестоящего руководителя.
Из материалов дела следует, что с 01.06.2000 г. Куряков О.Н. проходил службу в УФСИН по Смоленской области, с 30.04.2008 г. в должности начальника уголовно-исполнительной инспекции .
Судом установлено, что решением Зеленоградской территориальной избирательной комиссии Калининградской области от 21.01.2011 г. N 8/60-3 Куряков О.Н. зарегистрирован в кандидаты в депутаты поселкового Совета депутатов .
24.01.2011 г. истец обратился к начальнику УФСИН по Смоленской области с рапортом о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы для проведения предвыборной агитационной деятельности с даты написания рапорта по день официального опубликования результатов выборов.
31.01.2011 г. истец обратился к начальнику УФСИН по Смоленской области с рапортом о предоставлении ему копии приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска на основании рапорта от 24.01.2011 г.
Письмами УФСИН по Смоленской области от 09.02.2011 г. N 69/ТО/36-901 и от 16.02.2011 г. N 69/ТО/36-1077 истцу было отказано в предоставлении отпуска, поскольку в одномандатном избирательном округе численность избирателей не более 5000 человек, что дает право работодателю не освобождать кандидата от исполнения служебных обязанностей.
01.02.2011 начальником УФСИН по Смоленской области назначена служебная проверка в отношении истца в связи с его отсутствием на рабочем месте с 31.01.2011 г.
По заключению служебной проверки от 11.07.2011 г. рабочие дни с 31.01.2011 г. по 01.04.2011 г. признаны днями прогулов с лишением причитающихся выплат. За грубое нарушение дисциплины - отсутствие на службе без уважительных причин предложено рассмотреть истца на аттестационной комиссии УФСИН по Смоленской области на предмет увольнения его из уголовно-исполнительной системы по п. "к" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (за грубое нарушение служебной дисциплины) (далее Положение).
Приказом УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 488-лс истец на основании поданного им рапорта уволен из уголовно-исполнительной системы на основании п. "в" ст. 58 Положения по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (п. 1), дни с 31.01.2011 г. по 01.04.2011 г. считаются прогулами и оплата не производится (п. 2).
Приказом УФСИН по Смоленской области от 12.07.2011 г. N 487-лс истец лишен единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2011 г. за грубое нарушение дисциплины - отсутствие на службе без уважительных причин.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о незаконности обжалуемых приказов, поскольку истец, являясь кандидатом в депутаты поселкового Совета депутатов , имел право на предоставление освобождения от выполнения служебных обязанностей на время проведения выборов; исследованные доказательства с достоверностью подтверждают уважительный характер отсутствия истца на работе в указанные дни.
Суждение в жалобы о том, что освобождение истца, как зарегистрированного кандидата, от исполнения служебных обязанностей на время выборов, является правом работодателя, основан на неправильном толковании норм материального права.
Суд правильно установил, что указанная ответчиком норма в целях соблюдения конституционных прав и публичных интересов не может расцениваться как ограничивающая права гражданина на участие быть избранным и кандидата в депутаты на освобождение его от выполнения служебных обязанностей.
Указание в жалобе на то, что обжалуя приказы, истец не заявлял требования о признании незаконным и отмене заключения служебной проверки, не состоятельно, поскольку при разрешении данного спора подлежит безусловной проверке процедура применения дисциплинарного взыскания, включая проведение служебной проверки, независимо от заявленных истцом требований.
Ссылка в жалобе на неправильность взыскания в пользу истца единовременного денежного вознаграждения с УФСИН по Смоленской области, вместо ФБУ МРУИИ N 1 УФСИН, не обоснованна, так как работодателем истца является УФСИН по Смоленской области, которое, принимая и увольняя истца с работы, также лишило его единовременного денежного содержания по итогам работы за год.
Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, т.к. были предметом судебной проверки, в решении им дана надлежащая оценка, оснований для переоценки которых не имеется.
Решение является законным и обоснованным, дело рассмотрено судом в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и по доводам жалобы оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.