Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: Малькова А.Г.,
Судей: Назаренко Т.Н., Руденко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО(...) городского поселения(...) района(...) на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 января 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Мельников В.А., уточнив требования, обратился в суд с иском к Департаменту(...) по социальному развитию (далее - Департамент), Администрации МО "(...) район"(...), Администрации МО "(...) городское поселение"(...) района(...) о включении в сводный список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов. В обоснование указал, что с 21.06.1993г. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилых условий по месту жительства в г.(...). В связи с переменой места жительства исключен из списка очередников в г.(...) с 26.11.2007г. и поставлен администрацией(...) городского поселения(...) на общую очередь под N 28, как участник боевых действий с 04.03.2010г.
Просил суд обязать Администрацию(...) городского поселения(...) района(...) принять его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как ветерана боевых действий, по первоначальной дате постановки на учет нуждающихся в МО "(...) район"(...), то есть с 21.06.1993 года и признать за ним право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренной Федеральным законом от 12.01.1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", обязать Департамент(...) по социальному развитию включить его в сводный список отдельных категорий граждан по дате постановки с 21.06.1993г. и предоставить ему в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв.м.
В судебном заседании Мельников В.А. и его представитель Балабаева Е.С. требования поддержали.
Представитель Департамента Лавриненкова А.И. пояснила, что оснований для включения Мельникова В.А. в сводный список отдельных категорий граждан не имелось, в связи с отсутствием данных о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.
Представитель Администрации(...) городского поселения(...) района(...) Баркетова М.В. исковые требования не признала, пояснив, что Мельников В.А. принят на учет нуждающихся с даты обращения (04.03.2010г.).
Представители Администрации МО "(...) район"(...) и привлеченного судом в качестве соответчика Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 января 2011 года исковые требования Мельникова В.А. удовлетворены.
В кассационной жалобе Глава Администрации МО(...) городского поселения(...) района(...) просит решение суда в части возложения на Администрацию данного городского поселения обязанности по принятию Мельникова В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21.06.1993 г. отменить, ссылаясь на его незаконность.
Заслушав доклад судьи Руденко Н.В., обьяснения представителя истца Балабаевой Е.С., представителя Департамента Федоскиной Ю.Н., проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд сослался на то, что Мельников В.А., принятый на учет в г.(...) 21.06.1993г., при перемене места жительства право на получение жилья не утратил, в связи с чем, подлежит постановке на аналогичный учет по новому месту жительства с указанной даты.
Судебная коллегия считает, что данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Мельников В.М., являющийся участником боевых действий на территории(...), относится к отдельной категории граждан, которые при наличии прочих условий (нуждаемость в улучшении жилищных условий и принятие на учет до 01 января 2005г.) имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 ФЗ "О ветеранах".
С 21.06.1993г. по 26.11.2007г. Мельников В.А. состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по списку льготной очереди с составом семьи из 3 человек в администрации МО "(...) район"(...), снят с учета в связи с переездом к новому месту жительства в другое муниципальное образование.
Постановлением Главы администрации(...) района(...) от 20.04.2010г. N 18 Мельников В.А. принят на учет как участник боевых действий под N 28, состав семьи - один человек, с даты обращения -04.03.2010г. (л.д.10).
По состоянию на 01.01.2000г. право бесплатной приватизации на территории(...) в г.(...) и в г.(...) истец не использовал (л.д.5-6).
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
На основаниист. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии состатьями 14,16 и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Как следует из п. 2.1 Постановления Администрации(...) от 09.03.2010 N 98 (ред. от 11.03.2011) "О мере социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" жилые помещения в собственность предоставляются ветеранам, выбравшим форму предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем в виде предоставления им жилых помещений в собственность, в порядке очередности в соответствии со сводным списком.
Сводные списки граждан формируются уполномоченным органом на основании списков граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. (п.5 Постановления)
По правилам ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
В соответствии сост. 14 ЖК РФ ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Статьей 5 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з (ред. от 25.06.2007) "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" установлено, что при рассмотрении заявлений и принятии по ним органом, осуществляющим ведение учета, положительных решений очередность постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется по дате подачи заявлений.
Таким образом, указанные выше нормы права закрепляют правила постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате подачи соответствующего заявления. Предоставление жилых помещений, в том числе лицам из числа ветеранов боевых действий, осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, исходя из даты включения в указанный список, при этом, не ущемляя права других граждан, также имеющих право на получение жилья.
Между тем, суд, при вынесении решения данные нормы права не учел, не привел мотивов со ссылкой на закон в обоснование своих выводов о сохранении за истцом права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате первичного обращения.
Кроме того, в обоснование своей позиции суд сослался на положенияч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), согласно которой граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Вместе с тем, по смыслу приведенной нормы права названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищногокодекса РФ, то есть после 01 марта 2005 года, в соответствиич. 2 ст. 49 ич. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
Таким образом, вопрос о сохранении очередности постановки граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений, указанной нормой не регулируется.
В то же время, ч. 2 ст. 6 Вводного закона предусмотрено, что указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотреннымп. п. 1,3 -6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действиеЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Однако, суд не принял во внимание это обстоятельство, доводы представителя ответчика о том, что истец выехал на место жительства в другое муниципальное образование, что в силуп. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не опроверг.
Таким образом, разрешая спор, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил нормы материального права, подлежащие применению, а также допустил нарушение норм процессуального права, в связи с чем решение нельзя признать законным и обоснованным и оно, в силу п.п.1,4 ч.1 ст.362, ч.2 ст.364 ГПК РФ, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как допущенные им нарушения не могут быть устранены в суде кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 января 2011 года отменить, дело передать на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.