Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Шитиковой Т.М.,
судей - Козловой А.А. и Гузенковой Н.В.,
с участием прокурора - Пасанковой С.Е.,
при секретаре - Алексеевой О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО "... район" на решение Починковского районного суда от 13 апреля 2011 года.
Заслушав доклад судьи Козловой А.А., выступление прокурора Пасанковой С.Е., поддержавшей заявленные требования, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор... района в интересах несовершеннолетних обратился в суд к администрации МО "... район" и МОУ "... средняя общеобразовательная школа" (далее - МОУ "... СОШ") с иском о признании незаконным бездействия администрации по непредставлению школе денежных средств для ограждения ее территории металлическим забором высотой 1,5 м, возложении на администрацию обязанности по выделению денег, а на школу - по принятию мер к возведению указанного забора, ссылаясь на нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, прав и интересов учащихся образовательного учреждения (л.д. 2-3).
Решением Починковского районного суда от 13.04.11г. бездействие администрации МО "... район" признано незаконным, последняя обязана выделить денежные средства МОУ "... СОШ" для ограждения участка школы металлическим забором высотой 1,5 м, а школа с момента их перечисления - незамедлительно принять меры по возведению данного объекта.
В кассационной жалобе администрация просит отменить решение, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для её удовлетворения не находит.
Согласно ч.ч.1, 7 ст.51 Закона РФ от 10.07.92г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом этого образовательного учреждения.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.99г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании данного Закона введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", согласно которым для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м; площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений; территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями (п.п.2.2.1.-2.2.3).
Аналогичные требования по обустройству земельного участка, на котором размещено образовательное учреждение, содержатся и в постановлении Администрации Смоленской области от 05.06.07г. N 207 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Смоленской области" (п.2.3.54.).
Подпунктом 1 ч.2 ст.32 Закона РФ "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения отнесено, в том числе, материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Обеспечение же содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (п.п.4 ч.1 ст.31 Закона).
Судом установлено, что учредителем МОУ "... СОШ" является администрация МО "... район" (п.1.3. Устава).
Здание школы расположено на земельном участке площадью 16563 кв.м (кадастровыйN) без соответствующего ограждения (л.д.4, 6-7).
Доводы жалобы о неистребовании судом сведений о том, заключен ли с МОУ "... СОШ" договор, на основании которого финансируется деятельность школы, нельзя признать обоснованными, поскольку их должна была представить сама администрация; кроме того, упомянутый договор для разрешения настоящего спора правового значения не имеет.
Учитывая, что в результате бездействия ответчиков нарушаются права и законные интересы обучающихся в школе несовершеннолетних, то суд обоснованно удовлетворил иск прокурора, возложив на них (ответчиков) обязанность по выделению средств и возведению металлического забора.
То обстоятельство, что санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами не конкретизирован вид ограждения, не является основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Ссылка администрации на отсутствие финансов для этих целей, не освобождает от возложенной на неё законом обязанности по приведению земельного участка школы в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Решение суда законное и обоснованное, доводы жалобы оснований для его отмены не содержат.
Руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Починковского районного суда от 13 апреля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации МО "... район" - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.