Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего - Зубаровской С.В.,
судей - Козловой А.А. и Мацкив Л.Ю.,
при секретаре - Алексеевой О.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Маслака Сергея Анатольевича на решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 3 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Козлововй А.А., объяснение Маслака С.А. и его представителя Герасименко В.А., возражения представителя Департамента Смоленской области по культуре Деверилина А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маслак С.А.обратился в суд к Департаменту имущественных и земельных отношений, Департаменту Смоленской области по культуре с заявлением о признании незаконным отказа последнего в согласовании схемы расположения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 1610 кв.м по ул. ..., N в г.Смоленске, что необходимо для последующего оформления его в собственность (л.д.4-5).
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 03.11.11г. заявителю в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе он просит решение отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов жалобы и возражений на неё, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.
Судом установлено, что Маслак С.А. на основании ст.1 Закона Смоленской области от 10.06.03г. N 23-з "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" претендует на земельный участок площадью 1 610 кв.м для индивидуального жилищного строительства, расположенный возле дома N по ул. ... в г.Смоленске, в согласовании схемы которого Департаментом Смоленской области по культуре отказано из-за нахождения его в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Крепостные стены и башни, XVI-XVIII вв." (л.д.9).
Суд, проверяя обоснованность данного отказа, пришел к правильному выводу о том, что для этого имелись достаточные основания.
Согласно ч.4 ст.99 ЗК РФ в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов (ч.3 ст.94 Кодекса).
В соответствии со своей компетенцией Совет Министров РСФСР постановлением от 30.08.60г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включил в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения в г.Смоленске, крепостные стены и башни, XVI - XVIII вв.
Частью 1 ст.34 Федерального закона от 25.06.02г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ч.2 названной статьи).
В силу ч.3 ст.34 Закона границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию сфедеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Решением исполкома Смоленского областного Совета народных депутатов от 03.09.82г. N 528 утвержден проект охранных зон и зон регулирования застройки памятников истории и культуры г.Смоленска, согласованный с Министерством культуры РСФСР и Центральным Советом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, согласно которому участок по ул.Исаковского, 29 расположен в охранной зоне памятников истории и культуры (крепостные стены и башни, XVI - XVIII вв.) (л.д.60-61, 63-64).
Эти обстоятельства подтверждены и опорным планом г.Смоленска, разработанным Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими Министерства культуры РФ и утвержденным решением Смоленской областной Думы от 31.10.96г. N 171, а также схемами границ зон с особыми условиями использования территории "Границы территорий объектов культурного наследия" (Приложение N 4 к решению 15 сессии Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.10г. N 193) (л.д.62, 65-66, 83-87).
При такой ситуации доводы жалобы об отсутствии охранной зоны на месте расположения спорного земельного участка ввиду ненадлежащего оформления объекта культурного наследия несостоятельны.
В соответствии с п.28 постановления Правительства РФ от 26.04.08г. N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением.
Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.
Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и (или) реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения, предоставляется по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим режим использования земель или градостроительный регламент в границах этой зоны (п.29 названногоПостановления).
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в охранной зоне памятников истории и культуры, которая до настоящего времени не изменена, то суд правомерно, в соответствии с ч.2 ст.34 Федерального закона от 25.06.02г. N 73-ФЗ, признал обоснованным отказ Департамента Смоленской области по культуре в согласовании границ этого объекта недвижимости ввиду невозможности его использования для индивидуального жилищного строительства.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, не допущено нарушений норм материального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения не имеется.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 3 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Маслака Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.