Президиум Томского областного суда в составе:
председательствующего Кайгородова А.А.,
членов президиума: Школяр Л.Г., Ахвердиевой И.Ю., Синяковой Т.П., Неустроева М.М., Кина А.Р., Каплюка А.В., Батуниной Т.А.,
рассмотрел истребованное по кассационной жалобе Плиско Ю. Д. на решение Советского районного суда г. Томска от 05 октября 2011 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 07 декабря 2011 года дело по иску Плиско Ю. Д. к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области о перерасчете пенсии.
Заслушав доклад судьи Томского областного суда Руди О.В., Плиско Ю.Д., поддержавшего кассационную жалобу, президиум Томского областного суда
УСТАНОВИЛ:
Плиско Ю.Д. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Томской области о перерасчете пенсии, исходя из размера должностного оклада с учетом его повышения на 30% (15%+15%) за период с 01.12.2007 по день вынесения судебного решения, возложении обязанности выплачивать пенсию с момента вынесения судебного решения в размере, определенном в этом порядке.
В обоснование требований указал, что с 02.07.1997 был уволен с должности /__/ в связи с выходом на пенсию по выслуге лет. С 03.07.1997 ему назначена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" исходя из оклада по должности с учетом его увеличения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 на 30%. В июле 2011 года обратился в пенсионный отдел УМВД России по Томской области с просьбой разъяснить порядок перерасчета, на что получил ответ, согласно которому с 01.12.2007 при перерасчете пенсии в связи с увеличением денежного содержания сотрудникам внутренних дел и переводом денежной продовольственной компенсации в оклады за звание размер его должностного оклада снижен с 30% до 15%. Увеличение должностного оклада на 15% за вредность пенсионным отделом трактуется как надбавка к окладу по должности. В период службы его должностной оклад был увеличен на 15% как работнику учреждения, исполняющему наказание в виде лишения свободы в учреждении строгого режима, и еще на 15% как работнику учреждений, специально созданных для содержания осужденных больных туберкулезом. Это увеличение не является надбавкой за службу "в особых условиях", поэтому должно учитываться при исчислении пенсии.
Решением Советского районного суда г.Томска от 05.10.2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 07.12.2011, в удовлетворении исковых требований Плиско Ю.Д. отказано.
В кассационной жалобе Плиско Ю.Д., не соглашаясь с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить как незаконные и необоснованные в связи с существенным нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что суд неверно истолковал "льготное исчисление стажа" как "службу с особыми условиями" со ссылкой на пп."г" п.3 Постановления Совета Министров Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Согласно ответу Федеральной службы исполнения наказания от 19.09.2011 (за N72/ТО/П-681) пенсии уволенным сотрудникам УИС за период с 1998 г. по октябрь 2003 г. начислялись исходя из оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет, особых условий службы, повышающих должностной оклад, которые включали в себя 15 %- за строгие условия службы, 15 %- за работу с осужденными, больными туберкулезом.
С принятием Федерального закона от 30.06.2002 N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" при назначении пенсии стали применяться оклады по штатной должности без учета увеличения, а ранее назначенные пенсии - выплачиваться без изменения.
Пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 ""О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначена ему пожизненно.
Отмечает, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.
Уменьшение размера оклада, установленного на момент его (истца) выхода на пенсию, является фактически пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного 15 % увеличения.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 "Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства внутренних дел Российской Федерации" в соответствии с п.1 ч.1 ст.36 Федерального закона от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" утверждены размеры увеличения должностных окладов.
В соответствии с абзацами первым и третьим приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N 477 должностной оклад истца увеличен на 15% как работнику учреждения, исполняющему наказание в виде лишения свободы в учреждении строгого режима и еще на 15 % как работнику учреждения, специально созданного для содержания осужденных, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, что количество осужденных к лишению свободы с отбыванием в учреждениях строго и особого режима составляет более 50% от числа всех осужденных. Считает, что увеличение должностного оклада истца на 15% + 15 % не является надбавкой за службу "в особых условиях".
Кроме того указывает, что ответчиком не представлены доказательства, обосновывающие перерасчет пенсии с 01.12.2007.
29.02.2012 дело истребовано в Томский областной суд, поступило 29.03.2012.
Определением судьи Томского областного суда от 14.05.2012 кассационная жалоба Плиско Ю.Д. вместе с делом передана для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - президиум Томского областного суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции, однако в судебное заседание не явился представитель Управления МВД России по Томской области, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем президиум Томского областного суда, руководствуясь ст. 385 ГПК РФ, рассмотрел дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум Томского областного суда полагает, что решение Советского районного суда г. Томска от 05 октября 2011 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 07 декабря 2011 года подлежат отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 353-ФЗ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В силу положений Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" относится к службе с особыми условиями, время прохождения службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении.
В соответствии со ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Таким образом, Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 определено, что назначаемые в соответствии с данным Законом пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, составляющими элементами которого являются: оклады по должности, воинскому или специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет, месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка.
Согласно п.8 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В силу подп."б" п.9 указанного постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий лицам, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, кроме указанных в подп. "д" включаются - оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
Пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 установлено, что все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, поскольку к этому моменту денежное довольствие обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечиваются и максимальные размеры пенсий.
Разрешая настоящее дело и отказывая в удовлетворении исковых требований Плиско Ю.Д., суд исходил из того, что Плиско Ю.Д. проходил службу в /__/ в должности /__/, с 03.07.1997 является /__/, имеет звание /__/, ему назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". При назначении пенсии и исчислении ее размера ответчиком в зачет было принято выплачиваемое Плиско Ю.Д. в период службы повышение должностного оклада за "строгость" 15 %- за службу в учреждениях строго режима и за "вредность" 15 %- за службу в учреждении, где содержатся осужденные, больные туберкулезом. Поскольку увеличение должностного оклада за службу в особых условиях: на 15% за службу в учреждениях исполнения наказания строгого режима и на 15% за службу в учреждении, где содержатся осужденные, больные туберкулезом, выплачивается в период службы, а при исчислении пенсии повышение должностных окладов, установленных абзацами первым и третьим приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N477, учету не подлежит, ответчиком правомерно произведен перерасчет пенсии истцу без учета увеличения должностного оклада за службу в особых условиях.
Однако с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, достоверности и достаточности.
Статья 36 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 (ред. 09.03.2001) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" устанавливает определенные льготы персоналу учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Закона должностные оклады персонала увеличиваются в зависимости от вида учреждений, исполняющих наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством РФ по представлению центрального органа управления уголовно - исполнительной системы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 36 Закона за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов. Пунктом 3 части 1 той же статьи Закона определено, что должностные оклады персонала увеличиваются в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, установленного Правительством Российской Федерации для данного вида учреждений, исполняющих наказания, с соответствующим режимом или следственного изолятора, - в размере одного процента за каждый процент превышения их численности.
Из содержания части 1 статьи 36 Закона следует, что она устанавливает льготы персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания, как в виде увеличения должностных окладов, так и в виде надбавок к должностным окладам.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N5474-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" Совету Министров - Правительству Российской Федерации поручалось принять необходимые правовые акты по реализации положений указанного Закона (пункт 4).
Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 477 принято во исполнение Постановления Верховного Совета РФ от 21 июля 1993 г. N 5474-1 и определяет меры по реализации льгот, предусмотренных частью 1 статьи 36 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В целях реализации установленных Законом льгот в Постановлении Правительства РФ различным категориям персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания, утверждены как размеры увеличения должностных окладов, так и установлены надбавки к ним.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в пункте 1 Постановления Правительства РФ N 477 утверждены размеры увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, согласно приложению N1.
В частности, в абз.1 приложения N 1 персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, строгого режима, увеличен должностной оклад на 15%. Согласно абз.3 приложения N 1 персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных больных туберкулезом, и больниц, созданных для содержания и лечения осужденных к лишению свободы, больных туберкулезом, и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строго режима или строгого и особого режима (вместе взятых), составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждения и больницах, должностной оклад увеличен на 15 %.
Вид учреждения - это режим: строгий или особый. Под характером и сложностью выполняемой работы понимается работа с туберкулезными больными, работа с осужденными к пожизненному лишению свободы, осужденными к пожизненному лишению свободы в порядке замены смертной казни, а также работа в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности. Размер увеличения должностных окладов (15 процентов) персоналу учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных больных туберкулезом, определен Правительством РФ в полном соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 36 Закона, т.е. с учетом характера и сложности выполняемых работ и в установленных законом пределах.
Пункт 2 части 1 статьи 36 Закона РФ от 21 июля 1993 года указывает на то, что за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, льготы персоналу предусмотрены в виде надбавки к должностным окладам в размере 25 процентов (именно надбавки, а не увеличения самих должностных окладов).
На реализацию этой нормы Закона направлен пункт 2 Постановления Правительства РФ, который по существу ее воспроизводит.
Из материалов дела усматривается, что установление 15-процентного размера увеличения должностных окладов сотрудникам учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом (абз.1 и 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ), приводит к начислению других установленных законодательством дополнительных выплат и формированию нового должностного оклада, с учетом которого устанавливается и повышенный размер пенсии.
Надбавка к должностному окладу персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, в размере 25 процентов (пункт 2 Постановления) при начислении различных выплат и пенсии не учитывается.
Согласно ответу Федеральной службы исполнения наказания от 19.09.2011 (за N72/ТО/П-681), пенсии уволенным сотрудникам УИС за период с 1998 г. по октябрь 2003 г. начислялись исходя из оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет, особых условий службы, повышающих должностной оклад, которые включали в себя 15 %- за строгие условия службы, 15 %- за работу с осужденными, больными туберкулезом (л.д.48).
При назначении Плиско Ю.Д. пенсии за выслугу лет и исчислении ее размера ответчиком в зачет приняты оклад по штатной должности, по воинскому специальному званию, компенсации за продовольственный паек и надбавка за выслугу лет- 70% и за специальные условия - 30%, что подтверждается представленным в материалы дела пенсионным листом (на дату 01.01.2007) (л.д.16).
Как пояснил Плиско Ю.Д. в судебном заседании и следует из материалов дела, ему производилось повышение должностного оклада на 15 процентов как работнику учреждения, исполняющему наказание в виде лишения свободы, строго режима, и на 15 процентов как работнику учреждения, специально созданного для содержания осужденных больных туберкулезом и больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы, при условии, что количество осужденных к лишению свободы с отбыванием в учреждениях строго и особого режима составляет более 50% от числа всех осужденных, и с учетом этих повышений (15% +15%) назначались пенсии.
Следовательно, увеличение должностного оклада истца на 15% + 15 % не является надбавкой за службу "в особых условиях", установленную пунктом 2 постановления Правительства от 06.05.1994 N 477, то есть не является повышением оклада за службу в "других особых условиях", которое не учитывается при исчислении пенсии (ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
Принимая во внимание вышеприведенные положения норм действующего законодательства, выводы судебных инстанций о том, что при исчислении пенсии лицам, проходившим службу в лечебно-исправительных учреждениях для туберкулезных больных, увеличение должностных окладов, установленных абзацами первым и третьим приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 06.05.1994 N477, учету не подлежат, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В связи с изложенным нельзя признать обоснованным вывод суда о правомерности перерасчета ответчиком пенсии Плиско Ю.Д. с 01.12.2007 в связи с увеличением денежного содержания сотрудникам внутренних дел и переводом денежной продовольственной компенсации в оклады за звание и уменьшение размера должностного оклада истца с 30 % до 15 %.
При указанных обстоятельствах президиум приходит к выводу о том, что вынесенные по делу судебные постановления суда первой и второй инстанций подлежат отмене.
Принимая во внимание, что исковые требования Плиско Ю.Д. являются обоснованными, а судом допущена ошибка в применении норм материального права, президиум полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Плиско Ю.Д.
Руководствуясь п.5 ч.1 ст.390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Томского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Советского районного суда г.Томска от 05 октября 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 07 декабря 2011 года отменить, по делу принять новое решение.
Исковые требования Плиско Ю. Д. удовлетворить, на Управление Министерства внутренних дел России по Томской области возложить обязанность произвести перерасчет пенсии Плиско Ю. Д. исходя из размера должностного оклада, установленного с учетом повышения его на 30 процентов (15 % +15 %) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 1994 года N 477, начиная с 01 декабря 2007 года и по настоящее время, в последующем выплачивать пенсию в размере, определенном данным порядком.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.