Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Батршиной Ю.А.
Портянова А.Г.
при секретаре Батыевой Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Начальника ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан - А на решение Федоровского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2012 года, которым постановлено:
Исковое заявление М к Управлению Пенсионного фонда РФ в Фёдоровском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по РБ N... от ... года, об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, отменить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по РБ засчитать в стаж педагогической работы М периоды службы в Вооруженных силах СССР с ... года по ... года из расчёта один день военной службы за два дня работы, с назначением трудовой пенсии по старости с ... года.
Заслушав доклад судьи Портянова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, просил отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по РБ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по РБ засчитать в стаж педагогической работы периоды службы в ВС СССР с ... года по ... года из расчёта один день военной службы за два дня работы, с назначением трудовой пенсии по старости с ... года.
Свои требования истец мотивировал тем, что ... года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением от ... года в назначении пенсии М было отказано, в связи с отсутствием требуемого педагогического стажа (25 лет), не засчитан период с ... года по ... года - военная служба по призыву. Считает решение пенсионного фонда незаконным, поскольку не засчитанные периоды относятся к периодам, в которые действовало и применялось Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", согласно которого, в стаж работы педагогических работников засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР, при этом ФЗ N 173 от 17.12.2001 года допускает сохранение и конвертацию (преобразование) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению. Кроме того, период военной службы подлежит исчислению и включению в стаж работы в двойном размере, т.е. один день военной службы за два дня работы.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан решение суда просит отменить, ввиду его незаконности и необоснованности, считает, что абзац 1 пункта 3 статьи 10 Закона N 76-ФЗ, предусматривающий, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы, не может быть применен по отношению к военнослужащим срочной военной службы, поскольку он распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет военной службы. В соответствии с Положением от ... года, военная служба по призыву засчитывалась в стаж в календарном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав М, полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя ГУ - УПФ РФ в ... РБ - Р поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 19 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано равенство прав и свобод, без каких либо дискриминаций. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и закреплено в ст. 39 Конституции РФ.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. и дополнениями, вступившими в законную силу с 01.03.2009 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд сослался на приведенные выше нормы права и сделал правильный вывод о том, что период службы истца в составе Вооруженных сил СССР с ... года по ... года, подлежит включению в педагогический стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии.
Судебная коллегия считает данный вывод суда верным, поскольку он подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан N... от ... года М отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в стаж педагогической деятельности не засчитаны следующие периоды трудовой деятельности:
- с ... года по ... года - служба в армии по призыву, а также периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.
Согласно записи в военном билете серии N... от ... года, призывной комиссией ... военного комиссариата М признан годным к строевой службе и призван на действительную военную службу ... года, уволен ... года в запас и направлен в ... РВК БАССР.
В ... года М поступил в ... училище и в ... года окончил полный курс названного училища.
Из трудовой книжки истца от ... года серии N... следует, что М принят ... года учителем физкультуры в ... ... школу.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в период прохождения истцом службы в составе Вооруженных сил СССР с ... года по ... года действовало и применялось Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в соответствии с п. "г" ч. 1 "Положения о порядке исчисления стажа, для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного указанным Постановлением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.
Согласно п. 4 указанного Положения, время работы, указанное в п.п. 1,2,3 данного положения, служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР N 433 от 06.09.1991 года N 433 от 06.09.1991 г. сохранены для других педагогических работников условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, период службы истца подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что стаж педагогической деятельности М составляет 21 год 4 месяца 29 дней, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в Вооруженных силах СССР подлежит включению в специальный стаж работы М
Кроме того, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода нахождения истца на военной службе по призыву из расчёта один день военной службы за два дня работы.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд верно определил все обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам, представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона.
Доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что абзац 1 пункта 3 статьи 10 Закона N 76-ФЗ не может быть применен по отношению к военнослужащим срочной военной службы, поскольку он распространяется на военнослужащих при оформлении пенсионных прав по выслуге лет военной службы, тогда как военная служба по призыву подлежит зачету в стаж в календарном порядке в соответствии с Положением от 17.12.1959 года, не состоятельны, потому как основаны на неверном толковании закона.
Более того, сводятся к изложению своей правовой позиции по делу. Эта позиция суду была известна. Всем юридически значимым обстоятельствам и доказательствам в решении дана правильная оценка, правила оценки доказательств судом не нарушены.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 327, 327.1, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Федоровского районного суда Республики Башкортостан от 27 апреля 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в ... Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Крыгина Т.Ф.
Судьи: Батршина Ю.А.
Портянов А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.