Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Салиховой Э.И.,
при секретаре Токаревой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МО МВД России "Козьмодемьянский" на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2012 г., по которому постановлено:
удовлетворить жалобу ООО "Яна" на действия начальника полиции МО МВД России "Козьмодемьянский";
признать незаконными действия начальника полиции МО МВД России "Козьмодемьянский" по обращению с запросами о предоставлении документов, относящихся к хозяйственной деятельности ООО "Яна", у ОАО " ...", МАУ " ...".
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "Яна" обратилось в суд с вышеуказанной жалобой, ссылаясь на следующие обстоятельства. Запросами от 6 февраля 2012 г. начальник полиции МО МВД России "Козьмодемьянский" незаконно потребовал от ОАО " ...", МАУ " ..." предоставить копии договоров и иных документов, на основании которых производится энергоснабжение, производилось подключение к сетям водоснабжения и водоотведения торгового центра в г. Козьмодемьянске, принадлежащего ООО "Яна". По утверждению заявителя, указанными действиями нарушаются права ООО "Яна" на свободу предпринимательской деятельности, сохранение коммерческой тайны, наносится вред деловой репутации организации.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МО МВД России "Козьмодемьянский" в лице представителя Шагиной И.В. (доверенность от 10 января 2012 г. N 45/120) просит решение отменить, как постановленное судом с неправильным применением норм материального права. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заинтересованным лицом при рассмотрении дела в суде первой инстанции. По утверждению заявителя, судом не принято во внимание, что начальником полиции выполнялись действия по сбору административного материала, по которым впоследствии было возбуждено дело об административном правонарушении, ООО "Яна" не доказано нарушение прав общества указанными действиями.
В возражениях ООО "Яна" в лице директора Яшина А.И. выражает несогласие с доводами жалобы, просит оставить решение суда в силе.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении прокурора и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя МО МВД России "Козьмодемьянский" в лице представителя Шагиной И.В., поддержавшей жалобу, объяснения представителей ООО "Яна" Яшина А.И., Суетенкова В.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к убеждению, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п.2, 3).
Как установлено ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст.195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Удовлетворяя заявление ООО "Яна", поименованное жалобой, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами материального права и исходил из того, что должностное лицо полиции не имело права запрашивать копии договоров и иных документов, на основании которых производится энергоснабжение, производилось подключение к сетям водоснабжения и водоотведения торгового центра в г. Козьмодемьянске, принадлежащего ООО "Яна". В обоснование этого вывода суд указал, что выявление факта эксплуатации торгового центра в отсутствие правоустанавливающих документов на здание (без разрешения на ввод в эксплуатацию) не связано с пресечением, предупреждением и раскрытием преступления, а также производством по делу об административном правонарушении, подведомственному органу полиции.
При этом судом не было принято во внимание следующее.
В соответствии со с п.1 ст.12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагаются следующие обязанности:
принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;
обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;
в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;
осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;
пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно п.1 ст.13 названного Федерального закона полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан,
составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом.
В силу ст.7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Как следует из материалов дела, оспариваемые действия начальника полиции МО МВД России "Козьмодемьянский", которые заключаются в направлении запросов и предоставлении договоров и иных документов, имеющих отношение к эксплуатации ООО "Яна" торгового центра, от ОАО " ...", МАУ " ...", совершены в связи с поступившим сообщением о ведении ООО "Яна" экономической деятельности с нарушением законодательства. Запрос документов был обоснован ссылками на ст.13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", ст.ст.6-9 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Испрашиваемые документы были необходимы для проверки поступившего сообщения и юридической квалификации указанных действий (бездействия) ООО "Яна", должностных лиц общества, которая являлась бы основанием для разрешения вопроса о наличии (отсутствии) состава административного правонарушения (уголовного преступления) и, как следствие, вопроса о подведомственности (подследственности) данного дела. Проведение полицией проверок сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях предусмотрено действующим законодательством, является обязанностью полиции, для исполнения которой полиции предоставлены права по истребованию необходимых документов. Следовательно, оспариваемые действия начальника полиции являлись правомерными и как таковые не могли нарушить права и законные интересы ООО "Яна".
Согласно ч.ч.1, 4 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
С учетом изложенного решение суда нельзя признать законным, поэтому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления ООО "Яна".
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 20 марта 2012 г. отменить.
Вынести по делу по заявлению ООО "Яна" об оспаривании действий начальника полиции МО МВД России "Козьмодемьянский" новое решение, которым заявление ООО "Яна" оставить без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Салихова Э.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.