Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 28 мая 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Н.А. Губаевой,
судей Г.А. Сахиповой, А.И. Муртазина,
при секретаре судебного заседания Ю.Р. Гафуровой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца В.А. Ганеева - В.Г. Мубараковой на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 28 марта 2012 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан включить в стаж Ганеева Валерия Ахметзакиевича, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий период его работы с "дата" года по "дата" года в качестве начальника караула Сабинской пожарной части.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца - В.Г. Мубараковой, поддержавшей доводы жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.А. Ганеев обратился в суд с иском к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан (далее - УПФР), в котором просил включить в стаж, дающий ему право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, периоды его работы:
с "дата" года по "дата" года в должности начальника караула Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Сабинскому муниципальному району Республики Татарстан Министерства по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан,
с "дата" года по "дата" года в должности начальника караула в Казанском отряде противопожарной службы ГУ "Пожарная охрана Республики Татарстан", признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и возложить на ответчика обязанности назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии по старости с 11 апреля 2011 года - со дня его обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Сабинскому и Тюлячинскому районам Республики Татарстан по поводу назначения пенсии.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд иск удовлетворил частично, постановив решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца В.А. Ганеева - В.Г. Мубаракова просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что истец выполнял работу, направленную на оказание помощи гражданам на территории субъекта РФ в кризисных ситуациях, в тушении пожаров, в спасении людей и имущества, что характер деятельности и функциональные обязанности не изменились, поэтому переименование организации не может изменить уровень его правовых гарантий. Функциональные обязанности сотрудников пожарной охраны, входящих в подразделение МЧС России, и сотрудников местной пожарной охраны, ничем не отличаются. Объем работы больше, риск остается прежним.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Список должностей работников Государственной противопожарной службы, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437.
Пунктом 2 названного постановления N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации. В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
Из изложенного следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации либо Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Из материалов дела следует, что В.А. Ганеев 11 апреля 2011г. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением УПФР N .... от "дата". истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом, периоды работы истца с "дата" года по "дата" года в должности начальника караула Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Сабинскому району Министерства по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, с "дата" года по "дата" года в должности начальника караула в Казанском отряде противопожарной службы ГУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" в специальный стаж ответчиком не включены, как не предусмотренные ст. 27 п.1 п/п. 18 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Полагая, что его права нарушены, В.А. Ганеев обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд пришел к выводу, что периоды с "дата". по "дата". и с "дата". по "дата". не подлежат включению в специальный стаж истца.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и пенсионному законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при работе в противопожарной службе субъекта Российской Федерации характер деятельности и функциональные обязанности не изменились, не могут повлечь за собой отмену решения суда.
Условия пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Согласно указанной статье работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Из Положения об Управлении по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям Сабинского района Республики Татарстан, утвержденного приказом Министерства по делам гражданкой обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан от 30 апреля 2004 года N 299, усматривается, что данное Управление, где истец работал в период с 01 июля 2004 года по 31 июля 2007 года, создается и функционирует в целях реализации на территории Сабинского района Республики Татарстан единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Указанное Положение зарегистрировано в МРИ ФНС РФ N 10 по РТ и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 13 июля 2004 года.
Такие же цели закреплены и в Положении об Управлении Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по Сабинскому муниципальному району, утвержденного приказом МЧС Республики Татарстан от 24 июня 2006 года N 366.
Согласно Положению об обособленном подразделении ГУ "Пожарная охрана Республики Татарстан" (филиале) - Казанском отряде противопожарной службы, утвержденному приказом директора Государственного учреждения Пожарная охрана Республики Татарстан" за N 51 от 18 декабря 2008 года, Казанский отряд противопожарной службы, где истец работает с "дата" года по настоящее время, является обособленным подразделением ГУ "Пожарная охрана Республики Татарстан".
Из данных документов усматривается, что отсутствует подчиненность пожарной службы, в которой работал истец, МЧС России, имеется прямое подчинение пожарной части Управлению ГО и ЧС муниципального образования, наименование учреждения не соответствует ст. 27 п.1 п/п. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Периоды работы истца с "дата" года по "дата" года и с "дата" года по "дата" года финансировались из средств бюджета Республики Татарстан.
Кроме того, определение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условий ее назначения входит в компетенцию законодателя.
Установление именно для работников Государственной противопожарной службы права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено также видом выполняемых ими функций, характером и условиями деятельности, а также повышенной физической, психической и эмоциональной нагрузкой по сравнению с работниками ведомственных пожарных частей.
Таким образом, само по себе, то обстоятельство, что в спорный период времени трудовые и функциональные обязанности В.А. Ганеева соответствовали требованиям к должностям, обозначенным в Списке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года N 437, существенным для разрешения данного спора не является.
При изложенных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что время работы В.А. Ганеева с "дата". по "дата". и с "дата". по "дата". не относятся к периодам работы на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, предусмотренным ст. 27 п.1 п/п. 18 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Выводы суда первой инстанции о том, что досрочная трудовая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п/п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", судебная коллегия находит основанными на правильном применении норм материального права.
Решение суда в части включения в специальный стаж истца периода его работы с "дата". по "дата". сторонами не обжаловалось.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст.67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 28 марта 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца В.А. Ганеева - В.Г. Мубараковой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.