Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Янсона А.С. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Закировой Г.Ф. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Закировой Г.Ф., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Закирова А.Р., Закирова И.Р. к НО "Государственный жилищный фонд при Президенте РТ", социально-ипотечному потребительскому кооперативу "Строим будущее" о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" - Харасова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Закирова Г.Ф. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан" (НО "ГЖФ") о взыскании суммы неосновательного обогащения. В обоснование требований указано, что "дата" года между истцом и СПК "Строим будущее" заключен договор социальной ипотеки N ...., а "дата" года сторонами оформлен протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина. На основании указанной сделки истцу передана квартира "адрес" стоимостью 29000 рублей за 1 кв. м. Между тем, по мнению истца, стоимость 1 кв. м жилья, приобретенного по социальной ипотеке, не должна превышать 22000 рублей за 1 кв. м. В связи с чем истица просила взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере "данные изъяты" рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
В судебном заседании Закирова Г.Ф. иск поддержала.
Представитель ответчика - Файзутдинова И.Т. иск не признала.
Третьи лица - Закиров Р.А., представитель СПК "Строим будущее" в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены.
Судом в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Закирова Г.Ф. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, поскольку в протоколе участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры была указана стоимость 1 кв. м квартиры в сумме 29000 рублей, что является нарушением принципа социальной ипотеки, противоречит Постановлению Кабинета Министров РТ от 18 февраля 2008 года N 82.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч.ч. 1. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Согласно ч. 1 ст. 422 Гражданского кодека Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Татарстан от 27 декабря
2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" государственная поддержка развития жилищного строительства в Республике Татарстан осуществляется на основе принципов доступности, обеспечения содействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Татарстан реализации жителями Республики Татарстан конституционного права на жилище, платности, срочности, возвратности, адресности государственной поддержки с учетом доходов граждан, обеспечения защиты прав граждан и инвесторов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от
18 февраля 2008 года N 92 утверждена Целевая программа "Республиканская государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях" на 2008 год".
В соответствии с положениями данной Целевой программы к ожидаемым конечным результатам реализации Программы и показателям эффективности Программы отнесены:
1. Осуществление инвестиций в целях:
- обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан по социальной ипотеке в размере не менее 4448, 311 млн. рублей со сдачей 246, 472 тыс. кв. метров по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр;
- реализации молодым семьям - участникам Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в размере
1097, 712 млн. рублей с вводом 49, 896 тыс. кв. метров по цене не выше установленной Министерством регионального развития Российской Федерации;
- реализации построенного жилья молодым специалистам на селе в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр в размере 1435, 916 млн. рублей с вводом 165, 369 тыс. кв. метров, в том числе 1005 млн. рублей без начисления процентов и без обязательства возврата молодыми специалистами при условии 5 лет проживания в реализованном исполнителем Программы жилье, 430, 916 млн. рублей на условиях возврата молодыми специалистами без начисления процентов сроком до 15 лет;
- реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов, в размере 1042, 8 млн. рублей на 47,4 тыс. кв. метров, реализуемого по цене не более 22 тыс. рублей за 1 кв. метр;
2. Осуществление выплат компенсаций при рождении ребенка в семьях, состоящих на учете по социальной ипотеке, в размере не менее 220000 тыс. рублей из расчета 200 тыс. рублей на одного ребенка.
3. Формирование земельных участков, подлежащих включению в Государственный резерв земель Республики Татарстан.
Объем построенного жилья на территории Республики Татарстан с целью реализации гражданам на льготных условиях должен составить 509, 137 тыс. кв. метров, из них:
на условиях социальной ипотеки - 246, 472 тыс. кв. метров;
по Подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" - 49, 896 тыс. кв. метров;
по Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" - 165, 369 тыс. кв. метров;
для развития промышленного комплекса - 47, 400 тыс. кв. метров.
Требуемая стоимость квадратного метра жилья с учетом развития придомовых сетей, построенного на инвестиции исполнителя Программы, не должна превышать 22 тыс. рублей.
Как следует из содержания вышеназванной Целевой программы, она определяет основные цели, задачи и сроки ее реализации, программные мероприятия, ресурсное обеспечение, а также механизм реализации и контроль за ходом ее реализации.
Установленная данной Целевой программой стоимость 1 кв. м жилья - не более 22.000 кв. м отражает лишь требования к размеру себестоимости жилых помещений с учетом заложенного республиканским правительством объема инвестиций, направляемых на развитие жилищного строительства в республике.
При этом указанная в качестве конечных результатов цена реализации 1 кв. м жилья в размере не более 22.000 руб. распространяется только на отдельные категории граждан, а именно - на молодые семьи - участники Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы", на молодых специалистов на селе в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года", а также на граждан, которым жилье предоставляется в рамках реализации построенного жилья в Республике Татарстан, необходимого для развития промышленных комплексов.
Обеспечение жильем других категорий граждан в Республике Татарстан осуществляется в рамках социальной ипотеки в порядке и на условиях предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366 "О дальнейших мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 27 декабря 2004 года N 69-ЗРТ "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан" и совершенствованию порядка предоставления жилья в рамках республиканской государственной поддержки".
Положениями данного постановления установлено, что жилые помещения, предназначенные для предоставления в рамках государственной поддержки, строительство которых проинвестировано специализированной организацией по социальной ипотеке в объеме средств, безвозвратно переданных государственным заказчиком по соглашению, распределяются следующим образом:
для работников бюджетной сферы - 45% объема построенного жилья;
для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, - 45% объема фактического участия в финансировании государственной поддержки накопительным итогом начиная с 2005 года;
для граждан, нуждающихся в неотложной поддержке, - 10% объема построенного жилья.
При этом предусмотрено, что для граждан, участвующих в целевых программах, жилые помещения предоставляются в объеме, определяемом попечительским советом специализированной организации, на условиях, предусмотренных соответствующими целевыми программами, а для граждан, в том числе для работников бюджетной сферы, жилые помещения, построенные за счет дополнительных источников специализированных организаций, предоставляются в объеме, согласованном попечительским советом специализированной организации.
В соответствии с нормативами, определенными указанным постановлением, общая площадь жилых помещений, предоставляемых с государственной поддержкой:
для одиноко проживающего гражданина составляет 33 кв. метра;
для семьи численностью 2 человека - 42 кв. метра;
для семьи численностью 3 и более человек - по 18 кв. метров на одного человека.
Превышение норматива при предоставлении жилых помещений с государственной поддержкой по установленной льготной цене в городах Казани, Набережные Челны, Альметьевске, Нижнекамске, Зеленодольске, Елабуге не должно составлять более 20 процентов. Если превышение норматива составляет более 20 процентов, то общая площадь жилого помещения, превышающая норматив (в том числе 20 процентов), оплачивается с применением повышающего коэффициента к цене 1 кв. метра жилья, утверждаемого Кабинетом Министров Республики Татарстан для реализации по социальной ипотеке. Предоставление жилых помещений с государственной поддержкой работникам организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, осуществляется по нормативам, определенным в порядке, установленном коллективным договором (пункты 2, 3, 4).
В соответствии с Порядком определения условий и сроков рассрочки платежей граждан для приобретения жилья по социальной ипотеке, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366, начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения - стоимость, определенная с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости.
Начальная стоимость 1 кв. метра приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией (Государственным жилищным фондом при Президенте Республики Татарстан). Стоимость неоплаченной части жилого помещения увеличивается из расчета 7% годовых ежемесячно (7/12 процента в месяц) со дня утверждения акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (пункты 2, 3).
Из материалов дела следует, что "дата" года между Закировым Р.А., Закировой Г.Ф., действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Закирова И.Р. и СПК "Строим будущее", действующим от имени НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан", заключен договор социальной ипотеки N ...., а "дата" сторонами оформлен протокол участия, выбора и передачи будущей собственной квартиры гражданина, пунктами 1.2., 2.2 которого стоимость квадратного метра предоставляемой квартиры определена в размере 29000 рублей.
Данный договор социальной ипотеки не расторгнут и не изменен.
На основании указанной сделки Закировым передана квартира "адрес", пай за которую в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек полностью выплачен истцами "дата" года из расчета 29000 рублей за 1 кв. м.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно указал, что договор социальной ипотеки заключен между сторонами на основании действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан, регулирующих порядок предоставления гражданам жилья по социальной ипотеке и условия оплаты гражданами приобретенных жилых помещений. Кроме того, условия договора социальной ипотеки о стоимости 1 кв. м предоставляемого жилья в размере 29000 рублей были приняты истцами добровольно, надлежащим образом исполнены, что свидетельствует о соответствии данной сделки установленному гражданским законодательством принципу свободы заключения договора.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они согласуются с имеющимися в деле доказательствами и основаны на нормах действующего законодательства.
Обеспечение Закировых жилым помещением было осуществлено на общих основаниях, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02 августа 2007 года N 366, согласно которому начальная стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения устанавливается специализированной организацией с учетом затрат, осуществленных при финансировании строительства, капитализации земельного участка и состояния рынка недвижимости. При этом в соответствии с пунктом 3 данного нормативного правового акта установлена возможность увеличения стоимости неоплаченной части жилого помещения.
При этом Закировы добровольно приняли участие в конкурсе по выбору квартиры и подписали протокол от "дата" года, приняв все содержащиеся в нем условия предоставления квартиры, в том числе устанавливающие стоимость 1 кв. м жилого помещения в размере 29.000 рублей.
Эти обстоятельства, свидетельствующие о соответствии правоотношений сторон нормам гражданского законодательства, а также принципу свободы заключения договора.
Ссылка истицы на другие судебные решения, состоявшиеся в отношении договоров социальной ипотеки, заключенных между ответчиком и гражданами, которым были предоставлены квартиры по социальной ипотеке, не могут служить основанием для удовлетворения иска, поскольку данные судебные постановления не имеют преюдициального значения по смыслу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии установленной договором цены квартиры требованиям действующих нормативных правовых актов Республики Татарстан и принципу социальной ипотеки не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права. Обязательства вследствие неосновательного обогащения могут возникнуть только в случае приобретения (сбережения) каким-либо лицом имущества в отсутствие на то законных оснований. В данном же случае, получение НО "ГЖФ при Президенте Республики Татарстан" от истицы оплаты по договору социальной ипотеки, который в установленном порядке не был изменен или расторгнут, не может рассматриваться в качестве предусмотренных законом оснований для применения мер гражданско-правовой ответственности.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328 п. 1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Закировой Г.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.