Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 16 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей Р.Р. Хасаншина, А.С. Гильманова
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Шигаповой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя К.И. Ханзаровой - Л.М. Сатдаровой на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 мая 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований К.И. Ханзаровой к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на объекты незавершенного строительства: баню 6,12x6,34 площадью 38,8 кв.м степенью готовности 60% литер А; дом размером 4,10x2,90 площадью 11,9 кв.м степенью готовности 60 % литер Б; баню 6,12x6,17 площадью 24,6 кв.м степенью готовности 60% литер В отказать.
В удовлетворении исковых требований Территориального Управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан к К.И. Ханзаровой, открытому акционерному обществу "КАМАЗ", федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан о признании договора аренды земельного участка за .... от "дата" недействительным, обязании К.И. Ханзарову снести объекты незавершенного строительства: баню 6,12x6,34 площадью 38,8 кв.м, степенью готовности 60% литер А; дом размером 4,10x2,90 площадью 11,9 кв.м, степенью готовности 60 % литер Б; баню 6,12x6,17 площадью 24,6 кв.м, степенью готовности 60% литер В отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.И. Ханзарова обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на объекты незавершенного строительства: баню 6,12x6,34 площадью 38,8 кв.м степенью готовности 60% литер А; дом размером 4,10x2,90 площадью 11,9 кв.м степенью готовности 60 % литер Б; баню 6,12x6,17 площадью 24,6 кв.м степенью готовности 60% литер В.
В обоснование заявленных требований указала, что "дата" между нею и ОАО "КаМАЗ" был заключен договор аренды земельного участка .... на земельный участок с кадастровым номером .... для строительства кратковременных баз отдыха.
Согласно п. 2.1 вышеуказанного договора срок аренды составляет с "дата" по "дата".
"дата" на данном земельном участке по договору подряда ООО "СтройСпецСервис" были возведены объекты недвижимости: баня незавершенная жительством 6,12x6,34 площадью 38,8 кв.м, степень готовности 60% литер А; дом незавершенный строительством 4,10x2,90 площадью 11,9 кв.м, степень готовности 60% литер Б; баня незавершенная строительством 6,12x6,17 кв.м, площадью 24,6 кв.м, степень готовности 60 % литер В.
В связи с финансовыми затруднениями дальнейшее строительство не отставляется возможным.
Возникла необходимость продажи объектов незавершенного строительства, что требует определить права собственности, регистрационная служба не регистрирует ее права в связи с судебным разбирательством по поводу данного земельного участка между ОАО "КАМАЗ" и национальным парком "Нижняя Кама".
Считает, что спор по поводу земельного участка не может препятствовать в установлении ее права собственности на данные объекты.
Просила суд признать права собственности на вышеуказанные объект недвижимости и обязать регистрационную службу зарегистрировать ее права на них.
В своем ходатайстве истец уточнил, что работы по устройству фундамента велись в период с "дата" по "дата", то есть в период действия первого договора аренды .....
Привлеченный судом по ходатайству представителя истца в качестве соответчика Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан предъявило встречный иск о признании договора аренды земельного участка за .... от "дата" недействительным, обязании К.И. Ханзарову снести объекты незавершенного строительства, указывая, что земельный участок с кадастровым номером .... был образован вследствие раздела земельного участка с кадастровым номером .....
Постановлением Главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан .... от "дата" земельный участок с кадастровым номером .... предоставлен ОАО "КАМАЗ" в собственность. Был заключен договор купли - продажи земельного участка за .... от "дата" между Советом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и ОАО "КАМАЗ".
Впоследствии данный земельный участок был разделен на несколько участков, в число которых входит и земельный участок с кадастровым номером .....
Территориальное Управление совместно с национальным парком "Нижняя Кама" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от "дата" по делу .... был наложен запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республики Татарстан осуществлять действия, связанные с регистрацией прав в отношении спорных земельных участков с кадастровыми номерами ....- .... и вновь образованных из числа спорных.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от "дата" по делу .... были удовлетворены требования о признании Постановления Главы Тукаевского района Республики Татарстан .... от "дата" недействительным.
Обеспечительные меры по вышеуказанному делу были отменены постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа "дата".
К.И. Ханзарова заключила договор с ОАО "КАМАЗ" в период действия обеспечительных мер о запрете регистрации прав в отношении этого земельного участка.
Договор заключен сроком на 49 лет, следовательно, подлежит государственной регистрации, и считается заключенным с момента такой регистрации.
На территории национальных парков устанавливается режим особой охраны территорий, осуществление строительства производится только с разрешения Правительства Российской Федерации.
Требования К.И. Ханзаровой не могут быть удовлетворены, так как спорные объекты возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке установленном законом, а также без получения на это необходимых разрешений.
Договор, заключенный между нею и ОАО "КАМАЗ", является ничтожным.
ТУ Росимущества по Республике Татарстан просило суд признать договор аренды земельного участка .... от "дата", заключенный между К.И. Ханзаровой и ОАО "КАМАЗ", недействительным (ничтожным). Обязать К.И. Ханзарову за свой счет осуществить снос объектов незавершенного строительства с земельного участка с кадастровым номером ...., а именно две бани и дом незавершенные строительством.
Представитель истца К.И. Ханзаровой поддержал уточненные исковые требования и просил удовлетворить, встречный иск не признал.
Представитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан исковые требования К.И. Ханзаровой считает обоснованными, встречный иск не признал.
Представитель ФГБУ "Национальный парк "Нижняя Кама", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции отсутствовал.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителя К.И. Ханзаровой - Л.М. Сатдаровой ставится вопрос об отмене решения суда, указывается, что в договоре "дата" имеется место застройки земельного участка с кадастровым номером ..... Спорные объекты были построены в период действия договора аренды за .... от "дата" со сроком действия с "дата" по "дата".
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОАО "КАМАЗ" - У.С. Хусиханов указывает, что К.И. Ханзарова обратилась в адрес ОАО "КАМАЗ" с письмом от "дата" о согласовании работ по устройству ограждения, очистки территории, проведению электричества, устройство летней беседки. Однако приступать к застройке возможно только после согласования указанного проекта и получения разрешения на строительство.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ст.15 вышеуказанного закона, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Из материалов дела усматривается, что "дата" между ОАО "КАМАЗ" и К.И. Ханзаровой был заключен договор аренды за ...., согласно которого арендодатель сдает истцу земельный участок площадью 5000 кв.м с кадастровым номером .... для строительства кратковременных отдыха сроком на 49 лет.
Вместе с тем, согласно ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований К.И. Ханзаровой о признании права собственности на объекты незавершенного строительства. Поскольку в ходе судебного заседания в суде первой инстанции установлено, что вышеуказанные объекты находятся на территории национального парка "Нижняя Кама". Разрешения на осуществление строительства данных объектов у нее не имелось.
Кроме того, городской суд правомерно в своем решении указал, что на отсутствие оснований для удовлетоврения исковых требований ТУ Росимущества по Республике Татарстан, поскольку оспариваемый договор нельзя признавать недействительным, так как он считается незаключенным, в связи с отсутствием государственной регистрации.
Таким образом, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы представителя К.И. Ханзаровой - Л.М. Сатдаровой о том, что в договоре "дата" имеется место застройки земельного участка с кадастровым номером ...., опровергаются материалами дела и пояснениями сторон. Данный договор не прошел государственную регистрацию, в соответствии со ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответственно считается незаключенным.
Ссылка в жалобе, о том, что спорные объекты были построены в период действия договора аренды за .... от "дата" со сроком действия с "дата" по "дата", не может служить основанием для отмены решения суда. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции были представлены два договора подряда от "дата" и от "дата", заключенного с ООО "СтройСпецСервис" на осуществление строительства одних и тех же объектов, также представлены акты выполненных работ. Ввиду противоречия их материалам дела, Судебной коллегией данный довод отклоняется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.И. Ханзаровой - Л.М. Сатдаровой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.