Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Янсона А.С.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани на решение Московского районного суда г. Казани от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:
обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить Сабирову А.Ш. благоустроенное жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма во внеочередном порядке.
Взыскать с Исполнительного комитета муниципального образования
г. Казани в пользу Сабирова А.Ш. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Шагаевой Э.И. и представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Сабитовой Л.Ф., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Сабирова А.Ш. - Зверевой И.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сабиров А.Ш. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее - ИК МО г. Казани), муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" (далее - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани", Отделу опеки и попечительства Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и возложении на ИК МО г. Казани обязанности предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей. В обоснование иска указано, что истец на основании распоряжения главы Администрации Московского района ИК МО г. Казани N 623р
с 05 октября 2009 года состоит во внеочередном списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 28 мая 1991 года по 04 октября
1994 года истец воспитывается в ГУЗ "Республиканский дом ребенка N 1 специализированный". В дальнейшем он был переведен в Азнакаевскую школу-интернат. Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан воспитывается в приемной семье. С 2009 года учится в механико-технологическом техникуме. В настоящее время Сабиров А.Ш. зарегистрирован в квартире "адрес", где проживают 6 человек, в том числе страдающий тяжелой формой хронического заболевания (туберкулез). Мать истца лишена родительских прав. В сводном списке детей-сирот, имеющих право на приобретение жилого помещения в Республике Татарстан на 2011 год Сабиров А.Ш. состоит под номером 874. По мнению истца, действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее вопросы обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем, предусматривает внеочередное предоставление данной категории граждан жилых помещений на основании социального найма, однако органом местного самоуправления ему в этом неправомерно отказано.
На основании изложенного, Сабиров А.Ш., уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные требования, просил суд признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения, обязать ИК МО
г. Казани предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, а также взыскать с ответчиков расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" руб. и государственную пошлину "данные изъяты" руб.
Определением суда от 23 апреля 2012 года МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани", Отдел опеки и попечительства Администрации Кировского и Московского районов ИК МО
г. Казани с согласия истца были переведены в третьи лица.
Ответчик - представитель ИК МО г. Казани Хабибуллин Б.Ф. иск не признал.
Третье лицо - представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" Зайнуллин Р.Г. с иском не согласился.
Третье лицо - представитель Отдела опеки и попечительства Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани Хасанова Д.Р. оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ИК МО г. Казани Хабибуллин Б.Ф. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске.
В жалобе отмечается, что муниципальное образование г. Казани не наделено полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, как того требуют действующие нормы законодательства Российской Федерации, регулирующего данные вопросы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2, 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 26.3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) (пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Названные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Указа Президента Республики Татарстан от 12 февраля
2009 года N УП-70 жилые помещения предоставляются лицам из категории детей-сирот на льготных условиях за счет средств бюджета Республики Татарстан с использованием сертификатов на основании договоров, заключаемых со специализированной организацией на определенный срок, в соответствии с законодательством Республики Татарстан.
Судом установлено, что Сабиров А.Ш., "данные изъяты", является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать Прохорова С.Ш. вступившим в законную силу решением Московского районного суда г. Казани от 07 февраля 2006 года лишена родительских прав.
На основании решения Московского районного суда г. Казани от 25 апреля 1991 года истец был помещен в ГУЗ "Республиканский дом ребенка N 1 специализированный", где находился до 25 сентября 1994 года.
С 26 сентября 1994 года по 19 июля 2006 года Сабиров A.III. воспитывался в Азнакаевском детском доме.
Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 20 июля
2006 года истец до своего совершеннолетия - 24 февраля 2009 года воспитывался в приемной семье.
Распоряжением главы Администрации Московского района ИК МО
г. Казани от 05 октября 2009 года N 632р Сабиров А.Ш. включен во внеочередной список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как видно из материалов дела истец с 29 июля 2009 года зарегистрирован по "адрес".
Согласно сообщению Управления Росреестра по Республике Татарстан от 19 августа 2009 года, а также справке РГУП БТИ от 18 августа 2009 года за Сабировым А.Ш. права на объекты недвижимого имущества в г. Казани не зарегистрированы.
В настоящее время Сабиров А.Ш. проживает в общежитии, предоставленном ему на время обучения в механико-технологическом техникуме, которое заканчивается в октябре 2012 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Сабиров А.Ш. не имеет возможности пользоваться закрепленным за ним жилым помещением, поскольку в нем проживает 9 человек, а один из братьев истца болен активной формой туберкулеза с бациловыделением, что подтверждается сообщением ГУЗ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер" от 05 августа 2009 года.
При этом, обязанность в данном случае по предоставлению жилых помещений возложена на органы местного самоуправления, а предоставление сертификатов для обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, является лишь дополнительной мерой по обеспечению жильем и не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них обязанностей.
Данный вывод суда является ошибочным.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 250-О-П от 05 февраля 2009 года, абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют требованиям закона, судебная коллегия на основании имеющихся в деле доказательств считает необходимым отменить решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Сабирова А.Ш.
Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Казани от 23 апреля 2012 года по данному делу отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Сабирова А.Ш. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и возложении на Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани обязанности предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке как лицу, оставшемуся без попечения родителей, отказать.
Председательствующий :
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.