Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Мочаловой Ю.Р.,
судей Саитгараевой Р.А., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Замалетдинове А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества " "данные изъяты""" на решение Советского районного суда города Казани от 15 мая 2012 года, которым постановлено:
иск прокурора Советского района города Казани в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к открытому акционерному обществу " "данные изъяты""" об обязании перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации - удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество "данные изъяты""" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства линии связи, проложенные к дому "адрес" осуществив их перевод в подземные коммуникации.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан ФИО7, поддержавшего позицию прокуратуры, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Советского района города Казани (далее - прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к открытому акционерному обществу " "данные изъяты" (далее ОАО "данные изъяты" об обязании перевести подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы в подземные коммуникации.
В обоснование заявления прокурор ссылается на результаты проверки соблюдения законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в деятельности ОАО "данные изъяты" проведенной совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан.
В ходе проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО "данные изъяты""", и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше "адрес".
Размещением подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов нарушаются требования пунктов 6.5.10 и 6.5.11 Правил благоустройства города Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы N 4-12 от 18 октября 2006 года "О правилах благоустройства города Казани".
Исходя из изложенного, прокурор просит обязать ОАО " "данные изъяты" привести в соответствие с требованиями действующего законодательства линии связи, принадлежащие ОАО " "данные изъяты""", и их оборудование на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше "адрес".
Прокурор в судебном заседании иск подержал.
Представитель ответчика - ФИО8 иск не признал.
Представитель третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства "Гвардейская"", извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республики Татарстан ФИО9 иск поддержала.
Суд принял решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ОАО " "данные изъяты""" просит отменить решение суда, поскольку размещение оборудования в жилых домах осуществлялось в 2007-2008 годах в соответствии с требованиями действующего законодательства. На момент строительства и ввода в эксплуатацию сооружений связи отсутствовали правила, устанавливающие обязанность операторов связи осуществлять строительство сетей кабельных линий подземным способом. Изменения, внесенные в решение Казанской городской Думы N 4-12 от 18 октября 2006 года "О правилах благоустройства города Казани", распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан N 1159-р от 12 июля 2011 года приняты после ввода в эксплуатацию линий связи, и не могут распространять свое действие на отношения, возникшие до введения их в действие. Кроме того, связь является предметом исключительного ведения Российской Федерации, поэтому ни органы государственной власти Республики Татарстан, ни органы муниципальной власти не имеют полномочий по установлению требований к способам размещения сооружений связи.
Судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126 "О связи" оператор связи обязан руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования.
Как видно из материалов дела, 3 ноября 2011 года прокуратурой Советского района города Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору всфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан была проведена проверка деятельности ОАО " "данные изъяты""" по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связии воздушно-кабельных переходов.
В ходе проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ОАО " "данные изъяты" и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше "адрес".
При разрешении требований о возложении обязанности на ОАО " "данные изъяты" перевести линии связивподземные коммуникации, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан N 1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения Республики Татарстан качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований Республики Татарстан, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней Универсиады 2013 года вгороде Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов Республики Татарстан и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории Республики Татарстан, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом.
Данный акт вступил всилу 18 сентября 2011 года (опубликован в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 7 сентября 2011 N 33).
Согласно этому распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземнымспособом, без использования подвесных линий, а также обеспечить переводподвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 000 человек.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 июля 2011 года N 1324-р "О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземныекоммуникации" установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года.
Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48 внесены изменения в Правила благоустройства города Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года N 4-14, согласно которым запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна).
Решение вступило в силу с 1 июня 2010 года (опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 5 мая 2011 года N 17).
Из содержания пункта 2 распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан N 1159-р от 12 июля 2011 года следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (что и сделано путем внесения изменений в Правила благоустройства города Казани), а операторам связи - обеспечить переводподвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникациив указанных населенных пунктах.
Кроме того, пункт 6.5.10 Правил благоустройства города Казани (в редакции решения Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года N 16-48) устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом, нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда.
Государственное регулирование деятельности в области связи в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126 "О связи" осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области связи, а также в пределах компетенции иными федеральными органами исполнительной власти. В целом для обеспечения управляемости и устойчивости единой сети связи государства Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126 "О связи" устанавливают приоритет Российской Федерации в области управления данной отраслью перед субъектами Российской Федерации. Так, согласно пункту "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации связь как отрасль отнесена к исключительному ведению Российской Федерации.
Однако в области связи на органы местного самоуправления возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи.
Так, в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6октября2003года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи.
Пункт 25 части 1 указанной статьи предоставляет органам местного самоуправления полномочия по утверждению правил благоустройства территории округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Принятие вышеприведенных правовых актов исполнительного органа власти Республики Татарстан и представительного органа муниципального образования было вызвано необходимостью повышения уровня благоустройства города Казани. Данные акты не устанавливают каких-либо новых нормативных требований в области связи, а регулируют вопросы благоустройства поселения, что входит в компетенцию принявших их органов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения, так как оно вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права при всестороннем и полном исследовании обстоятельств дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани от 15 мая 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества " "данные изъяты""" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.