Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 11 апреля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего-судьи Булатовой О.Б.,
судей Шаровой Т.В., Шалагиной Л.А.,
при секретаре Шибановой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 11 апреля 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Килиной Л.К. к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании выдать удостоверение "Ветеран труда", взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Килиной Л.К. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2012 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Шаровой Т.В., объяснения истца Килиной Л.К. и её представителя Строевой Н.С., поддержавших доводы жалобы, просивших об отмене решения, объяснения представителя ответчика - Барановой О.Н., возражавшей по доводам жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Килина Л.К. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики (далее - МСЗН УР) с требованиями о признании отказа в присвоении звания "Ветеран труда" незаконным, обязании выдать удостоверение "Ветеран труда", взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что ответчик отказал в удовлетворении заявления о выдаче удостоверения "Ветеран труда", ссылаясь на то, что в соответствии со ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5 "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж необходимый для назначения пенсии по старости или выслугу лет. К ведомственным знакам отличия в труде относятся знаки, решение о награждении которыми отдельных граждан принято руководством министерств и ведомств бывшего СССР или Российской Федерации, то есть решение о награждении должно быть принято министром (его заместителем), председателем государственного комитета (его заместителем) и т.д. Полученная истцом награда - звание "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" не соответствует вышеназванным условиям и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда". С отказом истец не согласна, считает его незаконным, поскольку решение о награждение ведомственным знаком отличия "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" принималось исполнительным органом субъекта, имевшего полномочия принимать такое решение.
В судебном заседании истец и её представители Кузнецова Н.Ф., Строева Н.С. на исковых требованиях настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика - Баранова О.Н. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что награждение истца званием "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" не производилось от имени какого-либо федерального органа исполнительной власти или министерством, ведомством СССР или РСФСР. Данное звание было присвоено истцу Управлением общественного питания при Совете Министров Удмуртской АССР. Звание "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" не соответствует законодательно закрепленным условиям, и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на следующие доводы:
-суд неправомерно признал законным Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике, которым сужен перечень лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда" на основании федерального законодательства;
-поскольку имеются противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, применению подлежали нормы федерального закона;
-решение о награждении истца ведомственным знаком отличия "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" принималось исполнительным органом субъекта РФ, имевшего полномочия принимать такое решение.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 7 июля 1988 года истцу было присвоено звание "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР".
5 июля 2011 года истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей удостоверения "Ветеран труда".
Письмом МСЗН УР от 14 июля 2011 года NК-1958 истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", так как почетное звание "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" не соответствует условиям, предусмотренным ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5 "О ветеранах", и, следовательно, не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами дела, участвующими в деле лицами не оспариваются.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что награждение истца званием "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" не производилось от имени какого-либо федерального органа исполнительной власти или министерством, ведомством СССР или РСФСР, данное звание не соответствует законодательно закрепленным условиям и не может служить основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал обоснованную и мотивированную оценку всем доводам сторон, привел в решении все необходимые ссылки на правовые нормы.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в силу п.1 ст.7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 ст.7 указанного Закона установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, решения которого действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, Федеральный закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подп.2 п.1 ст.7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с п.4 ст.7 этого Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N1588-О-О, от 17 июня 2010 года N763-О-О, от 21 апреля 2011 года N544-О-О) и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права заявителя.
Исходя из закрепленного разграничения предмета ведения в сфере социальной защиты и социального обеспечения населения в РФ, Президентом Удмуртской Республики 27 января 2006 года указом N8 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике.
Как правильно указал суд первой инстанции, названным региональным нормативно-правовым актом не определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, а установлен перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение требуемого истцом звания, а также предусмотрено, что учитываются такие ведомственные знаки отличия в труде, решение о награждении которыми принято перечисленными органами государственной власти.
Звание "Ветеран общественного питания Удмуртской АССР" было присвоено истцу Управлением общественного питания при Совете Министров Удмуртской АССР, а не непосредственно каким-либо федеральным органом исполнительной власти или министерством, ведомством СССР или РСФСР.
Присвоенное истцу звание не включено в перечень почетных и заслуженных званий, предусмотренных указанным выше Положением, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике. Не относится данное звание и к почетным званиям СССР, РСФСР и РФ.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции в нарушение норм Федерального закона "О ветеранах" признал законным Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике, противоречит содержанию принятого по делу решения, поскольку суд первой инстанции фактически указал, что данное Положение принято в соответствии с предусмотренным Конституцией РФ принципом разделения властей. Признание нормативно-правовых актов субъектов РФ несоответствующими федеральному законодательству в компетенцию районного суда общей юрисдикции не входит.
Какого-либо противоречия между Федеральным законом "О ветеранах" и нормативно-правовым актом субъекта РФ - указом Президента УР от 27 января 2006 года N8 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике" судебная коллегия не усматривает, поскольку региональный нормативно-правовой акт принят в соответствии с содержанием федерального закона, в соответствии с установленным правовым регулированием.
Управление общественного питания, согласно Положению от 2 февраля 1970 года N27, утвержденному постановлением Совета Министров Удмуртской АССР, органом исполнительной власти, непосредственно министерством или ведомством не является, награждение от имени данного органа не порождает для истца правовые последствия в виде права требования присвоения звания "Ветеран труда" в Удмуртской Республике.
Доводы апелляционной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Килиной Л.К. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Б. Булатова
Судьи Т.В. Шарова
Л.А. Шалагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.