Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Салащенко О.В.,
судей Чердынцевой В.Г., Никитиной А.И.,
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Атякшова Г. Н. о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области от "дата" и постановления Главы муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области "номер" от "дата" и возложении обязанности устранить нарушение прав
по апелляционной жалобе Атякшова Г. Н. на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Салащенко О.В., объяснения представителей администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области Бугаец Е.Н. и Кондрашовой Л.В., представителя Главы муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области Шустиковой Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Атякшов Г.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования город Абдулино Абдулинского района Оренбургской области от "дата" об исключении его из учетного списка в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории "Граждане подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица" и возложении обязанности устранить нарушения его прав.
В обоснование требования заявитель указал, что является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ***. В 1999 году он и его семья были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения значительно меньше учетной нормы (площадь принадлежащей ему квартиры, расположенной по адресу "адрес", составляет *** кв. м., а в состав семьи, с учетом решения Абдулинского районного суда от 31 мая 2010 года, входит вместе с ним 7 человек). Рассматривался вопрос о предоставлении им жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно протоколу "номер" заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО г. Абдулино от "дата" он и его семья были исключены из учетного списка в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории "Граждане подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица" на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с использованием права на приобретение жилого помещения по указанным категориям.
Считал указанное решение комиссии незаконным, нарушающим его жилищные права, поскольку на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 1999 года он состоял в связи с несоответствием общей площади его квартиры установленной социальной норме площади на одного человека.
В ходе рассмотрения дела заявитель дополнил свои требования : просил также признать незаконным постановление Главы МО г. Абдулино "номер" от "дата" "О снятии с учета Атякшова Г.Н.", изданное на основании решения комиссии по жилищным вопросам.
Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 4 октября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Глава муниципального образования г. Абдулино Абдулинского района Оренбургской области.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2011 года заявление Атякшова Г.Н. оставлено без удовлетворения.
23 ноября 2011 года судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 12 октября 2011 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела Атякшов Г.Н. и его представители поддержали заявленные требования, пояснив, что оспариваемые решения нарушают его права лица, имеющего льготы по обеспечению жилой площадью.
Представитель администрации МО г. Абдулино Кондрашова Л.В. требования не признала, пояснив, что в 1999 году Атякшов Г.Н. был поставлен в очередь как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. В 2006 году его включили в списки нуждающихся граждан по льготной категории для получения жилищного сертификата на основании документов, представленных членами семьи заявителя и заявления Атякшова Г.Н., поданного в районную администрацию для участия в программе. В связи с этим в областной список заявителя включили как льготника.
Представитель Главы МО г. Абдулино Шустикова Е.В. требования не признала и пояснила, что за Атякшовым Г.Н. сохранена общая очередность на улучшение жилищных условий, но он снят с учета по льготной категории, поскольку в соответствии с законодательством, правом на улучшение жилищных условий граждане, подвергшиеся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, могут воспользоваться один раз.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2011 года Атякшову Г.Н. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Атякшов Г.Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент получения Атякшовым Г.Н. в августе 1995 года денежных средств на приобретение жилья, в качестве льготы инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы предусматривалось первоочередное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (п. 3 ст. 14, п. 3 ст. 15).
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в указанный закон внесены изменения, названные нормы изложены в новой редакции, в соответствии с которыми для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты (пункт 3 части первой статьи 14); для участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривалось первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью (пункт 3 части первой статьи 15).
В настоящее время в редакции Федерального закона от 4 июня 2011 N 130-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" данные нормы закона предусматривают возможность обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, с 24 ноября 1995 года законодателем было введено условие об однократном предоставлении гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС льготы при обеспечении жилой площадью и до настоящего времени данное условие не претерпело изменений.
На основе Закона N 1244-1 Правительством Российской Федерации были разработаны Федеральная целевая программа по обеспечению жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1995 - 1997 годах ( Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1995 года N 511), действовавшая до 2001 года, Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы ( Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675), Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 N 1050).
В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в последующем на 2011-2015 годы (далее по тексту - Правила).
Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с подп. "е" п. 5 Правил Атякшов Г.Н. имеет право на участие в подпрограмме как гражданин, подвергшийся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно п. 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является согласно п. "г" п. 22 Правил реализация ранее права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения является основанием для снятия с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанной норме закона соответствует абз. 5 п.1 ст. 9 Положения "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования г. Абдулино Абдулинского района Оренбургской области", утвержденного постановлением Главы МО от 18 марта 2010 года N 1-п.
Судом установлено и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что Атякшову Г.Н., как ***, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС, согласно распоряжению администрации МО г. Абдулино и Абдулинского района от "дата" "номер" и на основании Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по его заявлению были предоставлены денежные средства в сумме *** рублей из республиканского бюджета на приобретение жилья. Этим же распоряжением Атякшов Г.Н. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, однократная возможность улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Атякшовым Г.Н. была использована в 1995 году.
При новом рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что "дата" решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации г. Абдулино и Абдулинского района Атякшов Г.Н. с составом семьи четыре человека был поставлен на учет на улучшение жилищных условий на общих основаниях в связи с обеспеченностью жильем ниже установленных норм. В список граждан на получение жилищного сертификата в 2007 году по категории участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф на Чернобыльской АЭС Атякшов Г.Н. включен "дата" решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО Абдулинский район Оренбургской области. Данные обстоятельства подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании.
На основании решения жилищной комиссии администрации МО г. Абдулино от "дата" постановлением Главы МО г. Абдулино от "дата" "номер" заявитель снят с учета по категории "Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица". За ним сохранена очередность на общих основаниях в учетном списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отказывая в удовлетворении заявления Атякшова Г.Н., суд пришел к выводу, что оспариваемые им решение комиссии по жилищным вопросам и постановление главы МО г. Абдулино его прав не нарушают, поскольку не лишают его возможности улучшить жилищные условия на общих основаниях, а в части снятия с учета по категории "Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и приравненные к ним лица" приняты в соответствии с нормами Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и подзаконными актами, регулирующими правоотношения в сфере реализации установленных законом прав граждан на улучшение жилищных условий, поскольку в 1995 году заявителю выделялись средства на приобретение жилья и им была приобретена в собственность благоустроенная квартира по адресу: "адрес".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом полно и всесторонне проверены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения судебного спора сторон. Представленные сторонами доказательства получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям норм процессуального права. Выводы суда достаточно аргументированы и не противоречат нормам материального права, подлежащим применению по делу.
Доводы Атякшова Г.Н., изложенные в апелляционной жалобе о том, что в июне 1999 года он изначально был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по льготной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не могут быть приняты во внимание, поскольку к моменту постановки Атякшова Г.Н. на учет в 1999 году мера государственной поддержки граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, направленная на улучшение жилищных условий, уже была в его отношении реализована.
Доказательства нарушения судом правила о тайне совещания судей при принятии решения отсутствуют.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Атякшова Г. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.