Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
Председательствующего Гилевой М.Б.
и судей Киселевой Н.В., Абашевой Д.В.
при секретаре Кармановой Ж.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 28 мая 2012 года дело по апелляционному представлению прокурора г. Добрянки Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 марта 2012 года, которым постановлено :
прокурору г. Добрянки в удовлетворении иска в интересах Макаренковой Т.П. к Министерству социального развития Пермского края, третьи лица - администрация Добрянского муниципального района, Варенцова Н.Н. о признании права на получение субсидии для приобретения жилья -отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Гилевой М.Б., объяснения прокурора Богомоловой Е.П., поддержавшей апелляционное представление, представителя Макаренковой Т.П. - Баренцевой Н.Н., которая просила решение суда отменить, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Добрянки обратился в суд с иском в интересах Макаренковой Т.П. к Министерству социального развития Пермского края о возложении на ответчика обязанности включить Макаренкову Т.П. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что истец, как несовершеннолетний узник-инвалид, имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона "О ветеранах". Учетное дело Макаренковой Т.П. администрацией Добрянского городского поселения было направлено в администрацию Добрянского муниципального района для последующего включения ее в список на получение субсидии. Вместе с тем, решением комиссии от 31.10.2011 года истцу во включении в сводный список было отказано. Данный отказ прокурор считает необоснованным, поскольку он противоречит требованиям ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N122-ФЗ, согласно которым несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны приравниваются в участникам Великой Отечественной войны, следовательно, на истца распространяются требования ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" в части обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, как участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий. На момент обращения прокурора в суд истец проживает в квартире по адресу: ****, которая находится у последней в собственности. Прокурором установлено, что квартира является неблагоустроенной, а сам дом признан непригодным для постоянного проживания, капитальному ремонту не подлежит, так как имеет износ 63%.
Прокурор в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск поддержала.
Представитель истца на удовлетворении иска также настаивала.
Министерство социального развития Пермского края представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с представленными письменными возражениями с заявленными исковыми требованиями не согласно.
Третье лицо - Варенцова Н.Н. - в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Макаренковой Т.П. поддержала.
Администрация Добрянского муниципального района в судебное заседание своего представителя не направила, свое мнение относительно заявленных исковых требований не выразила.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционном представлении прокурор г. Добрянки указывая, что согласно п.п. 1 п. 1 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Вов относятся участники Великой Отечественной войны. Ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" установлено, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ получение и содержание жилых помещений. Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории РФ бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Таким образом, несовершеннолетние узники приравниваются к участникам ВОв. Меры социальной поддержки участников ВОв предусмотрены ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", а именно: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Вов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2. Постановлением Правительства Пермского края от 2.03.2007 года N 21-п, принятым в целях реализации ст. 23.2 Федерального закона утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Согласно п. 1.1 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов предоставляются в форме субсидий ( единовременной денежной выплаты ), право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом. Согласно справки от 21.10.2011 года, выданной государственным унитарным учреждением "ЦТИ Пермского края" у Макаренковой Т.П. имеется в собственности квартира. Данное жилое помещение является неблагоустроенным, отопление печное, дом признан непригодным для проживания и не подлежит капитальному ремонту, физический износ дома составляет 63 %. Таким образом, Макаренкова Т.П. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в ветхом, аварийном жилье. Макаренкова Т.П. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, в целях восстановления прав Макаренковой Т.П. ответчик обязан включить ее в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в виду неправильного применения норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей. Постановлением администрации Добрянского городского поселения N 334 от 11.08.2011 года Макаренкова Т.П. поставлена на жилищный учет в силу п. 3 ст. 51 ЖК РФ с составом семьи 1 человек, поскольку жилой дом по адресу ****, где располагается занимаемая истцом квартира N 2, признан непригодным для постоянного проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того, что из положений действующего законодательства, регулирующих правовое положение инвалидов и участников Великой Отечественной войны ( ст. ст. 14, 15 Федерального закона "О ветеранах", ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ") не следует, что бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей признаются ветеранами Великой Отечественной войны и приобретают все предусмотренные для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны права и социальные гарантии.Как указал в решении суд, ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" не всем участникам Великой Отечественной войны гарантирует социальные льготы в виде улучшения жилищных условий, а только тем, кто указан в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 ст. 2 данного Федерального закона. По мнению суда, истец к данной категории не относится. Кроме того, суд исходил из того, что Указ Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов" носит персонифицированный характер, действует в отношении определенной категории граждан, распространяется на инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших ( умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не на все категории граждан, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона "О ветеранах".
Исходя из чего суд сделал вывод о том, что истец обоснованно поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в жилом доме непригодном для постоянного проживания, что дает ей право на получение жилья во внеочередном порядке в силу ст. 57 ЖК с соблюдением требований ст. ст. 85, 89 ЖК РФ.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что положения Указа Президента РФ N 714 от 08.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов", которым признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, не распространяется на бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей.
Вместе с тем, согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Добрянка о признании за Макаренковой Т.П. права на получение субсидии для приобретения жилья суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" предусмотрено предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 8 ст. 154 названного Федерального закона N 122-ФЗ определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены в Федеральной Законе "О ветеранах" (ст. ст.14и15). Одной из таких мер, которая предоставляется инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, согласно ст. 14 названного Федерального закона, является обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Как установил суд первой инстанции, Макаренкова Т.П. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", в том числе, право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Как обоснованно указано в апелляционном представлении прокурора, Постановлением Правительства Пермского края от 02.03.2007 года N21-п, принятым в целях реализации положений ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах", был утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с данным Порядком, обеспечение жильем осуществляется в форме жилищной субсидии ( единовременной денежной выплаты ), право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.
Согласно п. 3.2 Порядка, Министерство социального развития Пермского края формирует сводные списки граждан по категориям, указанным в пунктах 1.2.1. и 1.2.2. Порядка, а также готовит проект распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий на приобретение ( строительство ) жилых помещений гражданам в соответствии с объемов средств.
Таким образом, по смыслу положений, содержащихся в названном Постановлении, в целях восстановления прав истца, как правильно указано в апелляционном представлении прокурора, на ответчика следует возложить обязанность включить Макаренкову Т.П. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Судебная коллегия полагает, что ссылка в решении на наличие у истца права на обеспечение жильем по основаниям ст. 57 ЖК РФ неправомерна, данное обстоятельство не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, заявленных в интересах Макаренковой Т.П. Поскольку право выбора предмета и оснований иска принадлелшт истцу. При наличии у Макаренковой Т.П. права на обеспечение жильем в порядке реализации льгот, как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора не имелось. Следовательно, по делу следует принять новое решение об удовлетворении иска прокурора г. Добрянка.
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 11 марта 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение. Обязать Министерство социального развития Пермского края включить Макаренкову Т.П. в сводный список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.