Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Титовца А. А.,
судейЗаривчацкой Т. А., Веретновой О. А.
при секретаре Колывановой Е. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 02 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе Керженцева А.А. на решение Свердловского районного суда города Перми от 16 апреля 2012 года, которым ему отказано в удовлетворении исковых требований о возложении на Пермское региональное отделение фонда социального страхования обязанности включить Керженцева А. А. в контракты с ФГУП *** на изготовление двух пар ортопедической обуви в год.
Заслушав доклад судьи Веретновой О. А., объяснения истца Керженцева А. А., его представителя К 1., представителя ответчика Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Керженцев А. А. предъявил иск Пермскому отделению фонда социального страхования с учетом уточнения требований, просил возложить на ответчика обязанность его в контракты с ФГУП *** на изготовление двух пар ортопедической обуви в год, ссылаясь на то, что право на получение ортопедической обуви в указанном количестве определено программой реабилитации, но ответчиком не исполнено.
Истец Керженцев А. А. и его представитель в судебном заседании требование поддержали.
Представитель ответчика иск не признал, указав, что законом не предусмотрено включение граждан в государственный контракт.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Керженцев А. А. просит решение отменить, принять новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней, судебная коллегия приходит к следующему:
В силу статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации наделен полномочиями по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации (ст. 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240). На указанные цели Фонду социального страхования Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета.
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ч. 1 ст. 11).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11).
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240.
В силу пунктов 4 и 5 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, по месту жительства инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
Уполномоченный орган Фонда социального страхования Российской Федерации рассматривает указанное заявление в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Как видно из материалов дела, Керженцев А. А., дата рождения, является инвалидом ** группы.
Индивидуальной программой реабилитации N 1531 от 18 сентября 2009 года предусмотрено обеспечение его техническими средствами реабилитации - двумя парами ортопедической обуви в год. В 2009 г. и 2010 г. Керженцев А. А. получал по две пары ортопедической обуви в год.
04 июля 2011 года ПРОФСС направило ему сообщение об обеспечение в 2011 году одной парой обуви.
04 июля 2011 года он обратился с заявлением об обеспечении двумя парами обуви, в связи с чем, поставлен на учет и получил соответствующее уведомление.
24 октября 2011 года он получил одну пару ортопедической обуви.
28 ноября 2011 года обратился с заявлением об обеспечении двумя парами обуви. На основании заявлений от 18 сентября и 28 ноября 2011 года он получил направление на изготовление ортопедической обучи за 2011 год. В марте 2012 года он был обеспечен второй парой обуви за 2011 год.
29 февраля 2012 года на основании поданных заявлений он был поставлен на учет для обеспечения ортопедической обувью за 2012 год.
Суд, анализируя собранные по делу обстоятельства и факты, исходя из положений статей 526, 527, 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок заключения государственных, муниципальных контрактов, пришел к выводу о том, что у Пермского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в силу закона нет обязанности включать в государственный контракт физических лиц, в частности, истца Керженцева А. А.
Оснований для признания вывода суда неправильным судебная коллегия не усматривает, поскольку приведенные выше правовые нормы не содержат в качестве обязательного условия заключения государственного контракта на выполнение работ, в частности, по изготовлению ортопедической обуви, включение фамилий конкретных физических лиц.
Учитывая, что в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение только по заявленным требованиям, а истцом было заявлено требование о возложении обязанности включить его в государственный контракт на изготовление ортопедической обуви на 2012 года, иных требований заявлено не было, суд в соответствии с требованиями закона рассмотрел дело и принял решение по указанному требованию.
Меду тем состоявшееся решение не лишает истца права требовать обеспечения его в 2012 году двумя парами ортопедической обуви в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Право Керженцева А. А. на получение двух пар ортопедической обуви в год ответчиком не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы Керженцева А. А. о том, что он может реализовать право на обеспечение ортопедической обувью только путем включения его в государственный контракт на изготовление ортопедической обувью, является ошибочным, поскольку механизм реализации гарантий обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации закреплен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, а предложенный истцом способ этими Правилами, а также общими нормами гражданского законодательства, указанными выше, не предусмотрен.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда города Перми от 16 апреля 2012 года по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Керженцева А.А., оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.