Заместитель председателя Пермского краевого суда П.Н. Сурков, рассмотрев надзорную жалобу исполняющего обязанности директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. на постановление N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. и решение судьи Сивинского районного суда Пермского края от 27.12.2011 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,3,4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
23 ноября 2011 года государственным инспектором Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору в отношении должностного лица - директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, согласно которым 10.11.2011 г. в 15 часов 00 минут директор муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, зарегистрированного по адресу: с. Сива, ул. ****, Дребезгиной Н.З. нарушила следующие требования пожарной безопасности:
1. Протокол N71 об административном правонарушении от 23.11.2011 г:
- учебные тревоги по отработке действий персонала во время пожара во всех учреждениях культуры не мене 1 раза в шесть месяцев не проводятся, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.27 ВППБ 13-01-94;
- во всех учреждениях культуры рядом со сценой отсутствует дежурное помещение пожарной охраны, в котором должны находиться запасные ключи от всех помещений, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.27 ВППБ 13-01-94;
- в залах вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальные проемы не защищены дренчерной установкой (водяной завесой), что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 2.1.15 ВППБ 13-01-94;
- для всех производственных и складских помещений не определена категория взрывопожарнои и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (далее - ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений, что не соответствует требованиям пункта 33 ППБ 01-03;
Малосивинский ДК
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение горючих материалов (обоев и другое) для отделки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации, что не соответствует требованиям пункта 53 ППБ 01-03, пункта 2.1.15 ВППБ 13-01-94;
- пожарные краны размещены на высоте более 1,35 м. от уровня пола, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 6.13 СНиПа 2.04.01-85*;
- пожарные краны не исправны, не оборудованы "барашком", не снабжены пожарными рукавами одинакового с ним диаметра длинной 10,15 или 20 м. и пожарными стволами, что не соответствует требованиям пункта 91 ППБ 01-03;
- деревянный настил сцены не подвергнут глубокой пропитке антипиренами, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.57 СНиПа 2.08.02-89*;
- в помещении костюмерной установлены двери не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.55 СНиПа 2.08.02-89*;
- в помещении электрощитовой установлены двери не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.82 СНиПа 2.08.02-89*;
- дверь в котельную выполнена не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункту 1.82 СНиПа 2.08.02-89*;
Кизьвенский ДК
- двери эвакуационного выхода из котельной в свету выполнены высотой менее 1,9 м., что не соответствует требованиям пункта 6.16 СНиПа 21-01-97*;
- пожарный щит не укомплектован согласно таблице 4 приложения 3 ППБ 01-03, что не соответствует требованиям пункта 22 приложения 3 ППБ 01-03;
- деревянный настил сцены не подвергнут глубокой пропитке антипиренами, что не соответствует требованиям пункта 1.57 СНиПа 2.08.02-89*;
Дмитриевский ДК
- ширина двери эвакуационного выхода в фойе в свету менее 1.2 м., что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиПа 21-01-97*.
2. Протокол N72 об административном правонарушении от 23.11.2011 г:
- в залах вместимостью менее 800 человек (Малосивинский ДК, Дмитриевский ДК, Кизьвенский ДК), где не имеется противопожарного занавеса, портальные проемы не защищены дренчерной установкой (водяной завесой), что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 2.1.15 ВППБ 13-01-94;
Малосивинский ДК
- пожарные краны размещены на высоте более 1,35 м. от уровня пола, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 6.13 СНиПа 2.04.01-85*;
- пожарные краны не исправны, не оборудованы "барашком", не снабжены пожарными рукавами одинакового с ним диаметра длиной 10,15 или 20 м. и пожарными стволами, что не соответствует требованиям пункта 91 ППБ 01-03.
3. Протокол N73 об административном правонарушении от 23.11.2011 г:
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение горючих материалов (обоев и другое) для отделки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации, что не соответствует требованиям пункта 53 ППБ 01-03;
- в помещении костюмерной установлены двери не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.55 СНиПа 2.08.02-89*;
- в помещении электрощитовой установлены двери не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункта 1.82 СНиПа 2.08.02-89*;
- дверь в котельную выполнена не в противопожарном исполнении, что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-2003, пункту 1.82 СНиПа 2.08.02-89*;
Кизьвенский ДК
- двери эвакуационного выхода из котельной в свету выполнены высотой менее 1,9 м., что не соответствует требованиям пункта 6.16 СНиПа 21-01-97*;
Дмитриевский ДК
- ширина двери эвакуационного выхода в фойе в свету менее 1.2 м., что не соответствует требованиям пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.16 СНиПа 21-01-97* (л.д.13-15,17-18,20-21).
Постановлением N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. директор муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгина Н.З. признана виновной в совершении административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб. (л.д.28-29).
Решением судьи Сивинского районного суда Пермского края от 27.12.2011 г. жалоба Дребезгиной Н.З. удовлетворена частично.
Из постановления N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. исключены указания о нарушении директором муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. двух пунктов (по постановлению за номерами 15 и 24), в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения (л.д.85-89).
В порядке статьи 30.9 КоАП Российской Федерации указанные постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда не пересматривались.
В надзорной жалобе, поступившей в Пермский краевой суд 05.06.2012 г., заявитель просит отменить принятые по делу постановление и судебное решение, указывая на то, что должностным лицом административного органа и судьей районного суда Не был исследован вопрос о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в частности, наличие реальной возможности соблюдения всех норм и правил пожарной безопасности.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, доводы надзорной жалобы, нахожу постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному ; водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Дребезгина Н.З. является исполняющим обязанности директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, что подтверждается Постановлением главы администрации Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края от 01.02.2007 г. N5 (л.д.22).
Признавая Дребезгину Н.З. виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, должностное лицо административного органа, рассматривавшее дело, исходило из того, что Дребезгина Н.З., являясь директором (должностным лицом), должна нести ответственность за нарушении требований пожарной безопасности в связи с осуществлением и руководством деятельностью муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края.
Проверяя законность и обоснованность постановления N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. в порядке статей 30.1-30.6 КоАП Российской Федерации, судья Сивинского районного суда Пермского края изменил его, исключив из состава вмененных в вину директору муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. двух нарушений требований пожарной безопасности (по постановлению NN15 и 24).
С указанными выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны без учета положений статьи 2.4 КоАП Российской Федерации, согласно которой должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в ходе проверки 10.11.2011 года соблюдения муниципальным учреждением культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края требований пожарной безопасности и выполнения требований ранее выданного предписания, установлено, с учетом исключенных пунктов нарушений, 14 (а не 24 как указано в постановлении по делу об административном правонарушении) нарушений требований пожарной безопасности, которые квалифицируются по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
При этом необоснованно в объем нарушений по части 1 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации вменены нарушения, которые образуют состав административного правонарушения по части 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации (в частности, по постановлению по делу об административном правонарушении это нарушения за пунктами 3, 6, 7) и части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации (в частности, по постановлению по делу об административном правонарушении это нарушения за пунктами 5,9,10,11,12,15).
Судья районного суда, рассматривая жалобу Дребезгиной Н.З. на постановление должностного лица административного органа, подобных нарушений не устранил.
В отношении остальных нарушений требований пожарной безопасности, обстоятельств, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Дребезгиной Н.З. служебных обязанностей директора муниципальным учреждением культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, повлекших несоблюдение требований пожарной безопасности, не установлено.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", на существующие здания, строения и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных сооружений приводит к угрозе жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В этом случае в соответствие с требованиями данного закона должны быть приведены системы обеспечения пожарной безопасности объекта.
Вместе с тем, статьей 151 этого же Федерального закона предусмотрено, что со дня вступления его в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего федерального закона.
Как следует из материалов дела, Малосивинский ДК построен и сдан в эксплуатацию в 1982 году, Кизьвенский ДК - в 1971 году.
Согласно пункту 2.1.15 Правил пожарной безопасности для учреждений культуры (ВППБ 13-01-94), введенных в действие приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.11.1994 г., действительно предусмотрено, что в залах учреждений культуры вместимостью менее 800 человек, где не имеется противопожарного занавеса, портальный проем должен защищаться дренчерной установкой (водяной завесой).
Вместе с тем, Сводом правил СП 5.13130.2009, утвержденных приказом МЧС России от 25.03.2009 г., принятого во исполнение вышеназванного Федерального закона "О техническом регламенте пожарной безопасности", в пункте 30.1 Перечня зданий и сооружений, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и АПС, установлено, что такими установками должны быть оборудованы кинотеатры и клубы независимо от площади с вместимостью зала до 700 мест при размерах сцены: 12.5 на 7.5; 15 на 7.5; 18 на 9; 21 на 12.
Согласно имеющихся в материалах дела документов Малосивинский ДК имеет сцену размером 11.5 на 6 метров, а Кизьвенский ДК - размером 8.6 на 5.9 метров (л.д.53), то есть на Малосивинский и Кизьвенский Д.К. в соответствии с положениями статьи 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требование об устройстве водяной завесы не распространяется. Должностным лицом административного органа и судьей районного суда данное доказательство не было оценено по правилам статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, в связи с чем нарушение требований пункта 2.1.15 ВППБ 13-01-94 в вину директору муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. вменено необоснованно.
Необоснованно в вину директору муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. вменены и нарушение пункта 6.16 СНиП 21.01.97 о том, что в Кизьвенском ДК дверь из котельной в высоту менее 1.9 м.
Из материалов дела следует, что высота двери составляет 1 м. 87 см., то есть на 3 см. ниже нормативного, что не препятствует эвакуации в случае возникновения пожара и не создает непосредственной угрозы жизни и здоровью людей.
Кроме того данный СНиП, согласно справки к нему, со дня вступления в силу Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подлежит обязательному исполнению в части, не противоречащей указанному Федеральному закону и принятых в его исполнение технических регламентов.
Согласно же Свода правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы - СП 1.13130.2009, принятого во исполнение вышеуказанного Федерального закона, в технических этажах допускается предусматривать эвакуационные выходы высотой не менее 1.8 м.
Кроме того, в вину директору муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. должностным лицом административного органа вменено нарушение требований СНиП 2.08.02-89*, а именно - пункта 1.57 о том, что деревянные настилы не подвергнуты глубокой пропитке антипиренами, пунктов 1.82, 1.85 о том, что двери к котельную, костюмерную и электрощитовую комнаты выполнены не противопожарными. Между тем названный ведомственный СНиП, согласно справки к нему, утратил силу с 01.01.2010 г.
В настоящее время статьей Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что требования к ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки и тому подобное. Данных о том, к какому классу пожарной опасности относятся объекты защиты по данному делу, должностным лицом административного органа в материалы дела не представлено.
Необоснованно в вину директору муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. вменено нарушение пункта 6.13 СНиП 2.04.01-85* о том, что в Малосивинском ДК пожарный кран размещен на высоте более 1.35 м. от уровня пола, поскольку указанный СНиП также применяется в части, не противоречащей статье 151 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Из материалов дела следует, что кран расположен на высоте 1,40 м. от пола.
Согласно пункту 4.1.13. Свода правил СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности, пожарные краны могут устанавливаться на высоте 1.35 +/- 0.15 метров над полом, то есть на высоте от 1.2 до 1.5 м. В Малосивинском ДК пожарный кран установлен на высоте 1.4 м., то есть требования пожарной безопасности соблюдены.
Также в ходе рассмотрения дела установлено, что учреждением фактически было выполнено требование пункта 33 ППБ 01-03 о том, что на дверях производственных и складских помещений необходимо обозначать категорию взрывопожарной и пожарной опасности указанных помещений, а также класс зоны по правилам ПУЭ. Только сведения об этом были указаны не на дверях производственных и складских помещений, а на входных дверях помещений ***. После проведения проверки указанный недостаток устранен. В связи с чем вина в действиях директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. отсутствует.
Установлено и то, что действительно, некоторые нарушения требований пожарной безопасности были устранены директором муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. только после проведенной 10.11.2011 г. проверки. А именно: в учреждениях культуры по согласованию с органом пожарного надзора приобретены и установлены шкафчики для запасных ключей от всех помещений (устранено нарушение пункта 1.27 ВППБ 13-01-94). В Малосивинском ДК с лестничных площадок на путях эвакуации убрана горючая краска, чем устранено нарушение пункта 53 ППБ 01-03. В Кизьвенском ДК укомплектован пожарный щит (на день проверки вместо штыковой и совковой лопаты было две штыковых лопаты, что было исправлено в день проверки), чем устранено нарушение требований таблицы 4 приложения 3 ППБ 01-03. Ко дню проверки -10.11.2011 г. в Малосивинском и Кизьвенском ДК действительно было проведено по 1 учебной тревоге, вместо двух в течение года (1 раз в 6 месяцев).
То есть на момент проверки указанные нарушения действительно имели место, однако до вступления постановления должностного лица административного органа в законную силу указанные нарушения были устранены.
Также необходимо учесть, однако данные обстоятельства оставлены без внимания должностным лицом административного органа и судьей районного суда, что, согласно представленных в материалы дела документов, директор муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгина Н.З. не бездействовала в период с 2009 по 2011 годы, а устраняла нарушения пожарной безопасности, выявлявшиеся в учреждениях ***, о чем свидетельствуют её обращения к учредителю - органу местного самоуправления Сивинского поселения о выделении средств на устранение нарушений в области пожарной безопасности (л.д.43,44,60,70,71).
При указанных обстоятельствах нарушение требований пункта 91 ППБ 01-03 было вызвано отсутствием денежных средств, в связи с чем вина директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. в указанном нарушении согласно положениями части 1 статьи 2.1 и статьи 2.4 КоАП РФ отсутствует.
Указанные обстоятельства были оставлены должностным лицом административного органа и судьей районного суда без внимания. При этом конкретных фактов, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением Дребезгиной Н.З., как директором муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края, своих служебных обязанностей в соответствии с Уставом муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края применительно к Федеральному закону от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Правилам пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03) должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлено не было.
С учетом изложенного постановление N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку при пересмотре постановления должностного лица административного органа допущенные нарушения не были устранены, решение судьи Сивинского районного суда Пермского края от 27,12,2011 г, также подлежит отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации в связи с отсутствием в действиях директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ч.1 ст.30.12, ч.ч.1, 2 ст.30.13, п.4 ч.2 ст.30.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу исполняющего обязанности директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. удовлетворить.
Постановление N73 государственного инспектора Верещагинского и Сивинского муниципальных районов по пожарному надзору от 29.11.2011 г. и решение судьи Сивинского районного суда Пермского края от 27.12.2011 г., вынесенные в отношении директора муниципального учреждения культуры " ***" Сивинского сельского поселения Сивинского муниципального района Пермского края Дребезгиной Н.З. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, отменить.
Производство по делу прекратить.
Заместитель председателя - П.Н. Сурков
Пермского краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.