Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Змеевой Ю.А. судей Кириенко Е.В.,Высочанской О.Ю. при секретаре Бородкиной Ю.В. с участием прокурора Кузнецовой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 19.04.2012 г., которым постановлено:
Обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Макаровой А.С. и передать его в собственность Администрации Красновишерского городского поселения.
Обязать администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Макаровой А.С., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А.,пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы,исследовав материалы дела,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красновишерского района Пермского края обратился в суд с иском к Правительству Пермского края,Администрации Красновишерского муниципального района,Администрации Красновишерского городского поселения в интересах Макаровой А.С. о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м. за счет средств бюджета Пермского края. Требования мотивировал тем, что Макарова А.С, относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление по договору социального найма жилого помещения по норме предоставления, так как является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Родители Макаровой А.С.решением Красновишерского районного суда Пермского края от 29 марта 2004 года лишены родительских прав.Макарова А.С.была передана под опеку, при этом жилое помещение за ней закреплено не было.С 28 мая 2004 года Макарова А.С. состоит на учете в льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.
Судом постановлено приведенное выше решение,об отмене которого в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. и о принятии нового решения просит в апелляционной жалобе Правительство Пермского края,мотивируя свои требования тем,что решение суда является незаконным, поскольку суд по данному делу применил закон, не подлежащий применению. Вывод суда в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. является необоснованным, поскольку суд ссылается на нормы Закона Пермского края от 14.07.2008 N255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма". В данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилищного фонда. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на положения ст. 5 Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и де-тей,оставшихся без попечения родителей",п.4 ст.26.3 Федерального законаN 184-ФЗ от
06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных(представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации",ст.6 Закона Пермской области N 1939-419 от 29.12.2004 г. "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и де-тей,оставшихся без попечения родителей",Указа губернатора Пермской областиМ 170 от
22.06.1999 г. "Об утверждении правил учета детей-сиротдетей,оставшихея без попечения родителей,лиц из их числа,нуждающихся в жилом помещении". Положения о порядке распределения и использования средств,предусмотренных на приобретение строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 10.08:2006 г. N 16-п).Из указанных положений заявитель делает вывод о том,что норма 33 квадратных метра установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Предоставление жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств и сокращению численности обеспеченных жилыми помещениями детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов,изложенных в апелляционной жалобе ( ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На основании статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей -сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.В силу положений ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 29.12.2004 г. N 1939-419, дети -сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.Пунктом 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей -сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. N 16-п, определено, что органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для указанной категории лиц.Согласно части 5 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.В соответствии с п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.Согласно п.9 ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети -сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как установлено судом первой инстанции,родителями Макаровой А.С., дата рождения, являются М. и С. Решением Красновишерского районного суда Пермской области от 29 марта 2004 года М. и С. лишены родительских прав. Постановлением Администрации Красновишерского района Пермской области от 02. 09. 2004 года N 852 над Макаровой А.С. установлена опека, она передана под опеку В. В дальнейшем,Постановлением Администрации Красновишерского района Пермского края от 09. 04.2009 года N 422 Макарова А.С передана под опеку К.При установлении опеки жилое помещение за ней не закреплялось. Приказом ТУ Минсоцразвития края по Красновишерскому муниципальному району от 24 мая 2010 г. N 155-д в отношении Макаровой А.С. установлена опека на возмездной основе. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Красновишерского городского поселения от 28 мая 2004 г. Макарова А.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Аттестата об основном общем образовании от 27 июня 2011 г. Макарова А.С. окончила муниципальное общеобразовательное учреждение-среднюю общеобразовательную школу N **. Как следует из справки КГАОУ НПО ГТУ N ** от 18.04.2012 г., Макарова А.С. обучается на дневной очной основе в данном учебном заведении, срок обучения с 01 сентября 2011г. по 30 июня 2014 г. В соответствии с договором от дата **-п о возмещении расходов по проживанию, заключенным между КГАОУ НПО ПУ ** и К., Макарова А.С. проживает в снятом жилом помещении. Согласно справки Красновишерского филиала ГУЛ "ЦТИ Пермского края",Макарова А.С, ее мать М. и отец С. в приватизации жилья не участвовали, недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности за ними не зарегистрировано.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд обоснованно исходил из того,что Макарова А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена; жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Макаровой А.С.,суд правомерно учел положения ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", из которой следует, что жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв. м - для одиноких граждан.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене или изменению решения суда. Действие п.З ст. 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноких граждан 33 кв.м. распространяется также на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в силу ст. 1 указанного Закона. Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, а Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК предусмотрена норма предоставления жилых помещений детям -сиротам и лицам из их числа большей площадью, чем следует из части 5 ст. 57 ЖК РФ, суд первой инстанции при разрешении спора обоснованно исходил из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной именно Законом Пермского края от 14.07.2008 г. N 255-ПК.
Иных доводов,влекущих отмену решения суда,апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела,доводы сторон,которым дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ,судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Красновишерского районного суда Пермского края от 19.04.2012 г. без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.