Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
Председательствующего Бузмаковой О.В.
и судей Петуховой Е.В., Опалевой Т.П.
при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 4 июля 2012 г. дело по апелляционной жалобе Бобрикова С.С. на решение Чусовского городского суда Пермского края от 10 апреля 2012 г., которым постановлено:
в иске Бобрикову С.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Чусовом Пермского края о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии незаконным, включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бобриков С.С. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чусовом Пермского края (далее по тексту ГУ УПФ РФ в г.Чусовом) о признании решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии незаконным, и назначении досрочной трудовой пенсии.
В последствии Бобриков С.С. исковые требования уточнил, просил признать решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав N ** от 31.01.2012г. в отказе ему в назначении пенсии незаконным; включить в специальный трудовой стаж период работы с 19.12.2008г. по 19.01. 2012 г. в должности водителя автомобиля пожарного ГКУ " ***" по Пермскому краю; обязать ГУ УПФ РФ в г.Чусовом Пермского края назначить ему пенсию.
По делу в качестве третьих лиц привлечены Федеральное государственное казенное учреждение ***далее ФГКУ " ***" и Государственное казенное учреждение Пермского края " ***" далее ГКУ " ***" .
В судебном заседании истец Бобриков С.С. и его представитель Л. на исковых требованиях настаивали, пояснили, дополняя друг друга, что Бобриков С.С. 26.01. 2012 г. обратился в ГУ УПФ РФ в г. Чусовом с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с учетом работы с особыми условиями труда. Решением комиссии от 31.01.2012 г. ему в предоставлении досрочной пенсии было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. В его специальный трудовой стаж не был включен период с 19.12.2008г. по 19.01.2012г. Уточнили, что истец работал в указанный период в должности водителя автомобиля ГКУ " ***", а не ФГКУ " ***". В мотивированной части решения Комиссии ответчика указано, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники структурных подразделений противопожарной службы МЧС России. Работники пожарной охраны,находящиеся в подчинении других министерств и ведомств, правом на досрочную трудовую пенсию не пользуются. Его стаж работы на должностях государственной противопожарной службы составляет более 25 лет. Считали, что на работников противопожарной службы Пермского края в полном объеме распространяются гарантии правовой и социальной защиты работников Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством. В связи с чем ему (истцу) положена досрочная трудовая пенсия.
Представитель ГУ УПФ РФ в г.Чусовом З. с требованиями Бобрикова С.С. не согласился.
Представитель третьего лица ГКУ " ***" К. в судебном заседании исковые требования Бобрикова С.С. поддержала.
Третье лицо - ФГКУ " ***" своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело без участия представителя. Представило письменный отзыв, согласно которого требования Бобрикова С.С. данное учреждение поддержало.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Бобриков С.С.
Приводит обстоятельства спорных правоотношений. Выражает несогласие с выводом суда о невозможности включения в его специальный трудовой стаж спорного периода работы. Указывает, что его стаж работы на должностях государственной противопожарной службы составляет более 25 лет.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что досрочная пенсия по старости, устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы МЧС России, и включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено, поскольку функциональные обязанности Государственной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ различные.
Указывает на то, что представитель третьего лица - ГКУ " ***" пояснял, что работа сотрудников ГКУ " ***" ничем не отличается от работы сотрудников ФГКУ " ***".
Считает, что суд не дал правовой оценки его доводам о том, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" противопожарная службы субъектов РФ входит в систему государственной противопожарной службы, создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 05.02.2009 г. N 552-0-0 субъекты РФ вправе за счет собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения, в частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 4,5,6 Закона Пермского края от 24.11.2006 г. N 31-КЗ пожарная безопасность на территории края обеспечивается федеральной противопожарной службой; противопожарной службой Пермского края; муниципальной пожарной охраной; ведомственной пожарной охраной; частной пожарной охраной; добровольной пожарной охраной.
Противопожарная служба Пермского края является составной частью Государственной противопожарной службы и координирует деятельность иных видов пожарной охраны на обслуживаемой территории муниципальных образований.
Противопожарная служба Пермского края включает в себя: управление государственной противопожарной службы Пермского края, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере пожарной безопасности Пермского края, являющееся структурным подразделением уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края; государственные краевые учреждения - отряды противопожарной службы Пермского края (далее - подразделения противопожарной службы Пермского края).
На работников противопожарной службы Пермского края в полном объеме распространяются гарантии правовой и социальной защиты работников Государственной противопожарной службы, установленные федеральным законодательством.
Для обеспечения правовой и социальной защищенности работникам противопожарной службы Пермского края устанавливаются следующие гарантии: работникам противопожарной службы Пермского края, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей противопожарной службы Пермского края, утверждаемым Правительством Пермского края, в соответствии с федеральным законодательством устанавливаются трудовые пенсии.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 09.12.2008 г. N 686-п водитель пожарной автомашины входит в перечень оперативных должностей работников ГКУ (отрядов противопожарной службы).
На основании вышеуказанной нормы работники государственных краевых учреждений противопожарной службы, в том числе водители пожарных машин, имеют те же гарантии и социальную защиту, в том числе и право на досрочную трудовую пенсию. Данным доводом истца суд вообще не дал правовую оценку.
В суде апелляционной инстанции истец, ответчик не присутствовали.
Бобриков С.С., ГКУ Пермского края " ***" представили в суд апелляционной инстанции заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе заявителя.
В соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень работников, которым предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным подпунктом определен Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года N437. В названном списке предусмотрена профессия "Водитель (шофер) автомобиля (пожарного)", работники которой имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если постоянно работают на пожарных автомобилях.
Судом при разрешении спора установлено, что Бобриков С.С. 19.12.2008г. принят на работу в ГКУ " ***" в должности водителя автомобиля 106 пожарной части в порядке перевода из *** МЧС России Пермского края.
Согласно постановлению правительства Пермского края от 09.07.2008 г. N 228-П "О создании государственных краевых учреждений" /отряды противопожарной службы Пермского края/, созданы государственные краевые учреждения /отряды противопожарной службы Пермского края/, в том числе и Государственное краевое учреждение " ***". Финансирование учреждений осуществляется из бюджета Пермского края. Министерство общественной безопасности Пермского края наделено полномочиями главного распорядителя бюджетных средств Пермского края по обеспечению деятельности учреждений. Оплата работников учреждений осуществляется в соответствии с действующим законодательством Пермского края /л.д.60-74/.
В 2010 году Государственное краевое учреждение " ***" переименовано в государственное казенное учреждение Пермского края " ***", что подтверждается свидетельством о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц /л.д.75/, Уставом / л.д.81-92/.
01.09.2011г. Бобриков С.С. переведен в государственное казенное учреждение Пермского края " ***" на должность водителя автомобиля 1 класса пожарной части / л.д. 13-14/.
26.01. 2012 г. Бобриков С.С. обратился в ГУ УПФ РФ в г.Чусовом за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением комиссии от 31.01. 2012 г. период работы с 19.12.2008г. по 19.01.2012г. Бобрикову С.С. в должности водителя автомобиля пожарного ГКУ " ***" по Пермскому краю в специальный трудовой стаж не засчитан, в связи с чем отказано в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д.7-10).
Для назначения пенсии Бобриков С.С. представил трудовую книжку.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд, руководствуясь ст.ст. 27,28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. N516, ст.5 Федерального закона от 21.12.1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005г. N385 "О федеральной противопожарной службе", п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002г. N437, обоснованно сделал вывод о том, что ответчиком Бобрикову С.С. правомерно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии и не включен период работы с 19.12.2008г. по 19.01.2012г. в специальный трудовой стаж, поскольку с 19.12.2008г. он работал в должности водителя автомобиля 106 пожарной части в ГКУ " ***", которое не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Тогда как, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В то же время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации не предусмотрено.
При этом суд исходил из того, что отраслевым органом, осуществляющим функции учредителя учреждений, в которых в спорный период работал истец, определено Министерство общественной безопасности Пермского края, что подтверждается Постановлением Правительства Пермского края от 09.07.2008г. N228-п (л.д.60-64), Распоряжением Правительства Пермского края от 26.05.2011г. N 96-рп (л.д.47-59), Уставом ГКУ " ***" (л.д.74), и учитывал существенные отличия деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы и сотрудников противопожарных служб субъектов РФ.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда, поскольку они основаны на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств. Оснований к переоценке обстоятельств спора судебная коллегия не усматривает. Доводы истца фактически сводятся к выражению несогласия с выводами суда, положенными в основу решения, иной правовой оценке норм действующего законодательства, подлежащих применению при разрешении спора, аналогичны заявленным исковым требованиям, приводились истцом при рассмотрении спора по существу, поэтому судебная коллегия не может принять их во внимание.
Учитывая объективные различия в характере и содержании профессиональной деятельности сотрудников федеральной противопожарной службы и сотрудников противопожарной службы субъектов РФ, указанные в ст.ст. 16,18 Федерального закона "О пожарной безопасности", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, не влечет отмену решения суда довод апелляционной жалобы заявителя о том, что функциональные обязанности сотрудников Государственной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ идентичны.
То обстоятельство, что противопожарная службы субъектов РФ входит в систему государственной противопожарной службы, является ее составной частью, создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации не свидетельствует о незаконности постановленного судом решения, поскольку специальным законодательством, а именно пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" предусмотрено право на досрочное назначение пенсии только сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ссылка заявителя на то, что субъекты РФ вправе за счет собственных бюджетов устанавливать для сотрудников противопожарных служб дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного обеспечения, в частности, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что прямо вытекает из ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" не свидетельствует о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии по правилам Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ". Вышеуказанной правовой нормой предусматривается возможность устанавливать для сотрудников противопожарных служб субъектов РФ дополнительные к федеральным социальные гарантии, тогда как нормами федерального пенсионного законодательства не предусмотрено право сотрудников противопожарных служб субъектов РФ на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.193, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 10 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бобрикова С.С. на решение Чусовского городского суда Пермского края от 10 апреля 2012 г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.