судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Гороховика А.С.
судей - Сивохина Д.А., Евдокименко А.А.
при секретаре- Егоровой Ю.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Пятаевой Л.А. - Шапкиной А.В. на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 26.03.2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Пятаевой Л.А. о признании решения главы администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, возложении обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка - отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., выслушав объяснение представителя Пятаевой Л.А. по доверенности Шапкину А.В., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пятаева Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании решения органа местного самоуправления незаконным.
В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4779000 кв.м. по адресу: "адрес", поля N, N, N, N, N.
ДД.ММ.ГГГГ1 она обратилась в администрацию м.р. Ставропольский с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на " для ведения дачного хозяйства".
ДД.ММ.ГГГГ состоялась комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, на которой было принято решение назначить публичные слушания.
Публичные слушания были проведены, принято положительное решение, которое было опубликовано в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ Пятаевой Л.А. в адрес заинтересованного лица было направлено заявление с просьбой изменить вид разрешенного использования земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ было получено решение главы муниципального района Ставропольский N, в соответствии с которым в изменении вида разрешенного использования земельного участка отказано. Основанием для принятия такого решения послужило отсутствия зонирования территории.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным, так как в соответствии с п.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Ссылаясь на изложенное, Пятаева Л.А. просила суд признать решение Главы администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в изменении вида разрешенного использования незаконным; обязать Администрацию м.р. Ставропольский устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Пятаевой Л.А. путем принятия рения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения дачного хозяйства"; взыскать с Администрацию м.р. Ставропольский в пользу Пятаевой Л.А. расходы на услуги представителя в размере 7000 рублей, а также расходы на оплату госпошлины в размере 200 рублей.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Пятаевой Л.А. - Шапкина А.В.просит решение суда отменить как незаконное и вынести новое решение.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Пятаевой Л.А. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила ее удовлетворить.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в заседании судебной коллегии, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ст. 79 Земельного Кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из материалов дела следует, что Пятаева Л.А. является собственником земельного участка, площадью 4779000 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", поля N, N, N, N, N.
Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования "для ведения сельскохозяйственного производства".
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что спорный земельный участок предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пятаева Л.А. обратилась на имя главы муниципального района Ставропольский с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка по адресу: с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения дачного хозяйства".
Согласно ответу Главы муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ N в изменении вида разрешенного использования отказано в связи с отсутствием зонирования территории.
Порядок изменения разрешенного использования земельных участков регламентирован ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которой до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации (за исключением установленных законом случаев) с учетом результатов публичных слушаний.
Разрешенное использование земельных участков определяется в рамках градостроительного зонирования, а именно градостроительным регламентом (п. 6 ст. 30 ГрК РФ). Однако исходя из п. 6 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты для сельскохозяйственных угодий не устанавливаются. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не вводятся, регулируется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (п. 7 ст. 36 ГрК РФ).
В настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативный акт, который прописывал бы порядок изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий.
Согласно пункту 6.2.17 Порядка ведения государственного реестра земель (раздел "Земельные участки"), утвержденного Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.01 NП/119 (в редакции Приказа от 29.07.02 NП/301), сведения о разрешенном использовании (назначении) вносятся в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование. Если разрешенное использование не установлено, записывается цель предоставления, указанная в акте органа власти о предоставлении земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.04.1998 N66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Названный Федеральный закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве (статьи 12, 14 закона).
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
По смыслу положений пункта 1 статьи 16 во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предоставление земельных участков "для размещения дачного некоммерческого объединения граждан" осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения.
Заявителем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств государственной регистрации соответствующего юридического лица.
Согласно актуализированной редакции п. 4.1 СНиП 30-02-97, Утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849, организация территории садоводческого, дачного объединения осуществляется в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории. Для группы (массива) территорий садоводческих, дачных объединений, занимающих площадь более 50 га, разрабатывается концепция генерального плана, предшествующая разработке проектов планировки территории садоводческих, дачных объединений и содержащая основные положения по развитию: внешних связей с системой поселений, транспортных коммуникаций; социальной и инженерной инфраструктуры.
Судом установлено, что концепция генерального плана территории дачного объединения не разработана, проект планировки территории также не разработан.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Законодатель установил, что впредь до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид является прерогативой главы местной администрации и зависит исключительно от усмотрения последнего.
Суд правильно указал, что положительное заключение по результатам публичных слушаний (на которых присутствовало 5 человек) также не обязывает главу местной администрации принять положение об изменении вида разрешенного использования.
В письме Министерства экономического развития РФ от 8 апреля 2010 года N Д23-1219, на которое ссылается заявитель, указано, что до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 31 декабря 2012 года изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Суд также правильно указал, что данное письмо также не предписывает, что принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка является обязательным.
Судом установлено, часть земельного участка занята водоохраной зоной.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной.
Судом установлено, что возможность изменения вида разрешенного использования с полномочными органами, осуществляющими контроль в области водных отношений, не согласовывался.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, права и свободы заявителя нарушены не были, в связи с чем, в удовлетворении заявления Пятаевой Л.А. о признании решения главы администрации муниципального района Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, возложении на администрацию м.р. Ставропольский обязанности принять решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "земель для сельскохозяйственного производства" на " для дачного строительства" отказал.
Доводы представителя Пятаевой Л.А. - Шапкиной А.В. в апелляционной жалобе о незаконности вынесенного решения, не учитывают положений действующего законодательства, устанавливающих приоритеты в использовании и особую охрану земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для сельскохозяйственного производства, и с учетом этого определяющих разрешение вопросов об изменении вида разрешенного использования таких земель.
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 209 ГК РФ, не может быть приняты во внимание, поскольку при разрешении земельных споров законодатель отдал приоритет Земельному кодексу Российской Федерации, ограничив права собственника, закрепленные в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, на право распоряжения, владения земельными участками их целевым использованием и видами разрешенного использования.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 26 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Пятаевой Л.А. - Шапкиной А.В. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.