Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Моргачевой Н.Н.
судей - Черкуновой Л.В., Никоновой О.И.
при секретаре - Тимагине Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Петриця Виталия Анатольевича - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению Петриця Виталия Анатольевича от ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по заявлению Петриця Виталия Анатольевича от ДД.ММ.ГГГГ года".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петриця В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных отношений Самарской области.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, расположенного по адресу: "адрес", участок б/н. К заявлению были приложены все необходимые документы.
Министерство имущественных отношений Самарской области направило в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Распоряжением департамента схема расположения земельного участка была утверждена, что позволило заявителю обеспечить выполнение кадастровых работ, обратиться за осуществлением кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель предоставил в Министерство имущественных отношений Самарской области три экземпляра кадастрового паспорта. Однако в установленные законом сроки решение по вопросу предоставления земельного участка Министерством не принято.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, заявитель просил суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по его заявлению N от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение по итогам рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
Судом было постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений "адрес" просит решение суда отменить, считает его незаконным. Указывает, что кадастровый паспорт заявителем был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ В целях установления наличия (или отсутствия) на земельном участке зданий, строений и сооружений и их правообладателей, был проведен осмотр земельного участка, в ходе которого установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен дачный дом, правоустанавливающие документы на который предоставлены не были. Считает, что действия министерства были осуществлены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, не могут быть признаны незаконными и нарушать права заявителя.
В судебном заседании коллегии представитель Министерства имущественных отношений Самарской области не явился, извещен.
Представитель Патриця В.А. - Чернов А.К. с доводами апелляционной жалобы не согласился, пояснив, что на испрашиваемом земельном участке какие-либо строения отсутствуют, осмотр производился без оповещения заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, считает его правильным.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия или бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу абзаца 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.09 N2 "О практике рассмотрения судами дел об спаривании решений, действий (бездействия) органов государственной сласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным органом.
Регулирование земельных отношений на территории Самарской области осуществляется на основании закона Самарской области от 11.03.05 N 94-ГД "О земле".
В соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара Правительство Самарской области утвердило Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.2.1 вышеуказанного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N к Порядку.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Патриця В.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, расположенного по адресу: "адрес", участок без номера.К заявлению были приложены документы: план границ земельного участка, выписка из ЕГРП на недвижимое имущество, выписка из ФРС о правах отдельного лица; сведения из Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В силу п.2.4 Порядка предоставления земельных участков Министерство имущественных отношений направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением N 2 к настоящему Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 634,00 кв.м. по адресу: "адрес", участок б/н, относящегося по категории к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 г. N 61, с видом разрешенного использования "сады", для садоводства.
Согласно со ст. 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно п. 33 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара. после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае необходимости определения рыночной стоимости земельного участка либо права его аренды для последующего предоставления земельного участка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка либо права его аренды в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.
Из материалов дела видно, что заявитель обеспечил выполнение кадастровых работ испрашиваемого земельного участка, после обращения ФБУ "Земельная кадастровая палата Самарской области" получил кадастровый паспорт сформированного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0327011:1476.
ДД.ММ.ГГГГ Патриця В.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка с уточнением его площади, приложив три экземпляра кадастрового паспорта.
Судом было установлено, что в нарушение ст. 34 ЗК РФ и вышеуказанного Порядка Министерством имущественных отношений решение по вопросу предоставления земельного участка заявителю в установленные законом сроки не принято.
При таких обстоятельствах суд правильно признал бездействие Министерства незаконным, нарушающим право Патриця В.А. на своевременное рассмотрение его заявления о предоставлении земельного участка и обязал принять решение по факту обращения заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе проведенного осмотра было установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположен дачный дом, правоустанавливающие документы на который министерству не были представлены, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку указанные обстоятельства основанием для нарушения сроков принятия решения не являются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.