Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Елкановой И.А.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре Каланиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Фатериной В. А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда г. Саратова от 05 мая 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Медведевой З.А., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Фатериной В.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении жилого помещения.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Фатерина В.А. проживает в квартире "адрес", является нанимателем квартиры по договору социального найма. На основании решения Саратовского горисполкома N от "дата", распоряжения исполнительного комитета Саратовского областного совета народных депутатов N-р от "дата" жилой дом, в котором расположена квартира, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания. До настоящего времени вопрос об отселении жителей дома и о предоставлении им квартир ответчиком не решен.
Прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" предоставить Фатериной В.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, на состав семьи два человека благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 60,7 кв.м., состоящее из трех жилых комнат.
Решением суда от 05.05.2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
На решение суда представителем администрации муниципального образования "Город Саратов" подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению автора жалобы, решение суда постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Судом первой инстанции при принятии решения не учтено, что порядок признания жилого помещения непригодным для проживания урегулирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N47. Уполномоченным органом по признанию жилых помещений непригодными для постоянного проживания является межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления. К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения о дальнейшем использовании жилого помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Во исполнение указанных норм закона администрацией муниципального образования "Город Саратов" принято распоряжение N-р от "дата" "О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома по адресу: г Саратов, "адрес". Таким образом, по мнению автора жалобы, ответчиком осуществлены все необходимые мероприятия, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Как следует из Устава города Саратова, принятого решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005г. N 67-649, город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова).
Как видно из материалов дела, Фатерина В.А. является нанимателем жилого помещения в виде отдельной "адрес", общей площадью 60,7 кв. метров, состоящей из трех жилых комнат, расположенной по адресу: "адрес". Квартира относится к объектам собственности муниципального образования "Город Саратов", квартира предоставлена по ордеру N от "дата".
Согласно справке о составе семьи, выданной "данные изъяты"", Фатерина ВА. по данному адресу зарегистрирована и проживает с "дата" вместе с дочерью ФИО9, которая зарегистрирована и проживает с "дата".
Стороной истца представлен акт междуведомственной комиссии N от "дата", из которого следует, что жилой "адрес" в "адрес", 1963 года постройки, выполнен по проекту инженера Лагутенко, имеет ряд крупных дефектов (имеются трещины в стеновых панелях, закладные детали подверглись коррозии, сварные соединения не соответствуют требованиям СНиП, выявлено неполное примыкание оконных блоков к проемам, неудовлетворительная герметизация, протечки в квартирах). В результате обследования комиссией был сделан вывод о том, что жилой дом следует отнести к категории непригодных для постоянного проживания, поскольку дефекты не могут быть технически устранены.
Распоряжением администрации города Саратова от "дата" N-р решение междуведомственной комиссии, отраженное в акте, утверждено, жилой дом признан непригодным для постоянного проживания.
"дата" состоялось заседание межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации "Город Саратов" N "а" от "дата". Комиссией принято решение о признании непригодными для проживания помещений, расположенных в многоквартирном "адрес" в "адрес", а сам дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Ранее (в 1983, в 1994 годах) администрацией г. Саратова издавались постановления о расселении крупнопанельных жилых домов системы инженера Лагутенко во вновь строящиеся дома, о строительстве жилья для переселения из аварийных домов серии К-7-2-4 и о сносе домов (постановление N от "дата"). В 1997 году утверждено Положение о порядке реализации "Программы обеспечения жильем граждан, проживающих в аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко в Ленинском районе г. Саратова", в программу вошел жилой "адрес" в "адрес" (постановление N от "дата"). Однако в отношении истца и членов ее семьи вопрос о переселении решен не был.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 87 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а взамен ранее занимаемого, в связи с чем иные обстоятельства, указанные в статьях 57 и 58 Жилищного кодекса РФ, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане не лишаются права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них после предоставления равнозначного жилья не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации). На данные обстоятельства также указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении N14 от 02.07.2008г. "О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (п. 37 постановления).
Поскольку жилищные правоотношения носят длящийся характер, - к данному спору применимы нормы, содержащиеся в ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Ранее действовавшее законодательство - Жилищный кодекс РСФСР - предусматривало, что периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
В силу ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением другое благоустроенное жилое помещение должно отвечать требованиям статей 40 и 41 настоящего Кодекса, находиться в черте данного населенного пункта и быть размером не менее ранее занимаемого.
Если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат (ст. 96 Жилищного кодекса РСФСР).
Судебная коллегия критически относится к доводу жалобы о том, что администрацией муниципального образования "Город Саратов" во исполнение норм закона осуществлены все необходимые мероприятия, поскольку до настоящего времени отселение истца и членов ее семьи из жилого помещения, непригодного для проживания, не произведено, и жилое помещение по нормам статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставлено.
Иные доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 05 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.