Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Марчук Е.Г.
судей коллегии Зотиной Е.Г. и Мочаловой Н.В.
при секретаре Минаковой В.В.
с участием прокурора Губайдулиной Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Лабытнангского городского суда от 20 февраля 2012 года, которым постановлено:
Иск прокурора г. Лабытнанги, заявленный в интересах Ивановой Т.Г., к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, об обязывании приобрести техническое средства реабилитации удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу приобрести инвалиду 2 группы Ивановой Т.Г. медицинский термометр с речевым выходом, как установлено индивидуальной программой реабилитации.
Обязать Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО приобрести инвалиду 2 группы Ивановой Т.Г. часы наручные с индикатором речи, нож-дозатор, перечницу-дозатор, солонку-дозатор, консервооткрыватель, грибок для штопки специальный, как установлено индивидуальной программой реабилитации.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., заключение прокурора Губайдулиной Г.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Лабытнанги, действуя в интересах Ивановой Т.Г., обратился в суд с иском к Региональному отделению фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департаменту по труду и социальной защите населения ЯНАО, МУ "Управлению социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги" о признании бездействия должностных лиц незаконными в части реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида - Ивановой Т.Г., выданной Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО. Просил обязать Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод инвалида Ивановой Т.Г. и приобрести для нее технические средства реабилитации: медицинский термометр с речевым выходом, часы наручные с индикатором речи, нож-дозатор, перечницу-дозатор, солонку-дозатор, консервооткрыватель, грибок для штопки специальный, как установлено индивидуальной программой реабилитации.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Лабытнанги Петрова О.А., Иванова Т.Г. отказались от требований, заявленных к МУ "Управление социальной защиты населения Администрации г. Лабытнанги", в части признания действий (бездействий) должностных лиц указанного учреждения по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной Ивановой Т.Г. Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы по ЯНАО, незаконными. В остальной части исковые требования поддержали.
Представители Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО, Департамента по труду и социальной защите населения ЯНАО в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных возражениях полагали об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель МУ "Управления по труду и социальной защите населения Администрации г. Лабытнанги" Михайлова М.Е., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что Управлением выполнены обязательства по обеспечению инвалида средствами реабилитации.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением не согласен представитель ответчика Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова Е.В.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения на Департамент по труду и социальной защите населения ЯНАО обязанности по приобретению технических средств реабилитации и принять новое об отказе в удовлетворении иска. Приводит доводы о том, что социальная защита инвалида, гарантированная федеральным законодательством, должная быть осуществлена в порядке очередности и пределах выделенных ассигнований.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, Иванова Т.Г. является инвалидом второй группы по зрению. Индивидуальной программой реабилитации Ивановой Т.Г. рекомендовано использование в качестве технических средств реабилитации: медицинского термометра с речевым выходом, часов наручных с индикатором речи, ножа-дозатора, перечницы-дозатора, солонки-дозатора, консервооткрывателя, грибка для штопки специального.
08 декабря 2010 года Иванова Т.Г. обратилась в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу с заявлением об обеспечении приведенными специальными устройствами, как входящими, так и не входящими в федеральный базовый перечень технических средств реабилитации.
06 октября 2011 года Иванова Т.Г. обратилась в МУ "Управление по труду и социальной защите населения Администрации города Лабытнанги" с аналогичным заявлением. Однако, до настоящего времени истец не обеспечена указанными техническими средствами реабилитации.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов", регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ).
Порядок и мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствам реабилитации, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Правительства автономного округа от 20 декабря 2010 года N 484-П "Об утверждении окружной долгосрочной реализации целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы", Постановлением Правительства ЯНАО от 30 мая 2011 года N 325-П "О реализации мероприятий окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011-2013 годы".
Исходя из положений названных порядка и мероприятий, а также полномочий Департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа и ГУ Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по ЯНАО судом первой инстанции применительно к данному спору верно определены субъекты гражданско-правовой ответственности с возложением обязанности по созданию условий инвалиду для реализации комплекса реабилитационных мероприятий.
Таким образом, решение суда отвечает требованиям законности и обоснованности, по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого атомного округа
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Копия верна: судья суда ЯНАО Е.Г. Зотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.