Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
судей краевого суда Усольцевой С.Ю., Изюмовой Е.А.,
при секретаре Гурулевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 23 мая 2012 года гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Пешковой Т.В. к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному учреждению Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации
по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А.
на решение Центрального районного суда г. Читы от 20 марта 2012 года, которым постановлено:
исковые требования прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах Пешковой Т.В. удовлетворить частично.
Признать отказ Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в выплате Пешковой Т.В. компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации незаконным.
Взыскать с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Пешковой Т.В. компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации в размере 148852 рубля, в остальной части требований отказать.
Заслушав доклад судьи краевого суда Васильевой Т.И., выслушав объяснения представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А., поддержавшей доводы жалобы, представителя ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Совпель Т.Ю., полагавшей учреждение ненадлежащим ответчиком, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Антипенко А.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в интересах Пешковой Т.В., инвалида третьей группы с 2009 года по общему заболеванию, с указанным выше заявлением, ссылаясь на следующее. В октябре 2010 года в связи с необходимостью проведения оперативного лечения ею был приобретен эндопротез и компоненты для проведения операции на сумму 148852 руб. Необходимость проведения оперативного лечения была вызвана тем, что Пешкова Т.В. испытывала сильные боли, историей болезни подтвержден диагноз: двусторонний гонартроз 3 ст., НФС 2 ст. Поле проведения операции 12 января 2011 года Пешковой Т.В. была выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой в качестве технического средства реабилитации был указан эндопротез правого коленного сустава, а в качестве мероприятий медицинской реабилитации - протезирование и ортезирование. В июне 2011 года Пешкова Т.В. обратилась в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о компенсации понесенных расходов, однако в выплате ей было отказано по той причине, что техническое средство реабилитации было приобретено ранее, чем выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида. Полагая данный отказ незаконным, прокурор просил суд признать его таковым, взыскать с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Пешковой Т.В. компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации - эндопротез в сумме 148852 руб.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное учреждение Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в качестве третьего лица - Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаева Т.А. обосновывает правомерность отказа Пешковой Т.В. в выплате компенсации тем, что расходы на приобретение технического средства реабилитации были произведены ею за пределами срока действия индивидуальной программы реабилитации. Кроме того, министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению инвалидов техническим средствами реабилитации с 1 января 2012 года переданы Государственному учреждению Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27 января 2012 года N 20-р Министерству социальной защиты населения Забайкальского края в 2012 году разрешено использовать субвенции, полученные из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края в 2011 году, для оплаты по уже заключенным в 2011 году государственным контрактам на поставки ТСР и поставки путёвок на санаторно-курортное лечение, к которым уже подготовлены реестры получателей. На основании изложенного, просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокурор Оловяннинского района Арутюнов А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Удовлетворяя требования прокурора о взыскании с Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в пользу Пешковой Т.В. компенсации за приобретение технического средства реабилитации, суд обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии со статьей 10 которого государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно положениям статьи 11 названного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с индивидуальными программами реабилитации истицы от 14.01.2011 (л.д.24-26) она была признана нуждающейся в технических средствах реабилитации (ТСР) - эндопротез правого коленного сустава, который входит в перечень технических средств реабилитации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.
07 октября 2010 года Пешкова Т.В. приобрела эндопротез правого коленного сустава за счет собственных средств, 10 июня 2011 года обратилась в Министерство социальной защиты населения Забайкальского края о выплате компенсации за приобретение указанного технического средства.
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н, в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации инвалид приобрел за собственный счет, ему при подаче соответствующего заявления выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации.
Постановлением Правительства Забайкальского края N 20 от 2 февраля 2010 года, предусмотрено, что уполномоченным органом по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации является Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.
Приобретение эндопротеза до составления индивидуальной программы реабилитации инвалида, послужившее основанием для отказа Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в выдаче компенсации, не может служить основанием для признания Пешковой Т.В. не имеющей право на получение компенсации, поскольку ее нуждаемость в техническом средстве была установлена.
С учетом изложенного, выводы суда о законности требований прокурора представляются обоснованными.
При этом ссылки представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края на отсутствие у ответчика с 1 января 2012 года полномочий по обеспечению инвалидов средствами реабилитации в связи с отказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Правительства Забайкальского края от реализации соответствующего Соглашения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2105-р, передаче указанных полномочий Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, не могут повлиять на правильность сделанных выводов.
Распоряжением Правительства Забайкальского края от 27.01.2012 N 20-р Министерству социальной защиты населения Забайкальского края разрешено использовать в 2012 году субвенции, полученные из федерального бюджета в бюджет Забайкальского края в 2011 году, на осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам, то есть ответчику - Министерству социальной защиты населения Забайкальского края было выделено финансирование на исполнение в 2012 году заявок, поданных, но не исполненных в период действия указанного выше Соглашения.
Таким образом, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены либо изменения решения районного суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Читы от 20 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Живаевой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Васильева
Судьи С.Ю. Усольцева
Е.А. Изюмова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.