Решение Забайкальского краевого суда от 18 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судья Забайкальского краевого суда Шаркова К.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите 18 июня 2012 года жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Талчер" на постановление судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Талчер",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2012 года Общество с ограниченной ответственностью "Талчер" (далее - ООО "Талчер", Общество) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в сумме "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с названным постановлением районного суда, ООО "Талчер" обратилось в Забайкальский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи районного суда и прекратить производство по делу, ссылаясь при этом на допущенные в ходе проверки процедурные нарушения, в частности, несоблюдение требований о предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о назначении проверки, грубость поведения должностных лиц при осуществлении проверочных мероприятий, непроведение допроса руководителя Общества, отсутствие подписи руководителя на распоряжении о проведении проверки, неправомерность привлечения в качестве переводчика заинтересованного лица, составлявшего протокол - сотрудника УФМС России по Забайкальскому краю Я.Л.А..
В судебном заседании Забайкальского краевого суда представители ООО "Талчер" Яковлева Н.И. и Тихонова Т.С. поддержали доводы жалобы. Дополнительно пояснили, что просят обсудить возможность освобождения юридического лица от ответственности за малозначительностью нарушения.
Представитель УФМС России по Забайкальскому краю Фадеев Е.Б. относительно удовлетворения жалобы возражал, просил оставить решение судьи районного суда без изменения, указывая на обоснованность его выводов.
С учетом имеющихся материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, установлено следующее.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с примечанием 2 к статье 18.15 КоАП РФ в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан в отношении каждого иностранного гражданина.
Из материалов дела следует, что Управлением Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю (далее - Управление) на основании распоряжения заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Забайкальскому краю П.А.И. в отношении ООО "Талчер" на пункте приема и переработки леса по адресу: Забайкальский край, "адрес", проведена проверка режима пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации.
В ходе проведения проверки установлено, что Общество привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации двоих иностранных граждан, не имеющих разрешение на фактически осуществляемый ими вид деятельности, в том числе гражданина М.С..
Так, выявлен факт осуществления трудовой деятельности гражданином КНР М.С., который, имея разрешение на работу серии N от 24.08.2011 с разрешенным видом трудовой деятельности "генеральный директор предприятия" (работодатель - ООО "Талчер"), выполнял работу тачковщика, а именно занимался оценкой качества древесины и готового лесоматериала на пилораме.
Указанное обстоятельство зафиксировано в акте от 29.10.2011.
Личность гражданина КНР М.С. установлена, в материалы дела представлена копия его паспорта, визы, миграционной карты, бланка уведомления о прибытия иностранного гражданина (л.д. 21-22).
Исходя из названных документов, гражданин КНР М.С., "Дата" года рождения, прибыл на территорию РФ на основании многократной визы "Дата" с целью поездки "работа по найму в ООО "Талчер"", принимающая сторона - ООО "Талчер", Л.Е.М.
Постановлениями ВрИО начальника ОИК УФМС России по Забайкальскому краю от 02.11.2011 гражданин КНР М.С. привлечен к административной ответственности по ст.18.10 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу.
В объяснениях гражданина КНР М.С., имеющихся в материалах дела, указано, что в Российскую Федерацию он прибыл с целью осуществления трудовой деятельности, в настоящий момент работает в ООО "Талчер", имеет оформленное разрешение на работу в качестве генерального директора предприятия, однако фактически работает в качестве тачковщика более 2-х месяцев, следит на пилораме за качеством древесины и готовой продукции, другой деятельности не осуществляет, в КНР также работает тачковщиком. В Россию его пригласили Я.Н.. и директор ООО "Талчер" Ч. с целью контроля качества круглого леса и готовой продукции (л.д.23).
7 декабря 2011 года инспектором отделения исполнения административного законодательства УФМС России по Забайкальскому краю Ф.Е.Б. в присутствии директора ООО "Талчер" Ч.. и представителя ООО "Талчер" по доверенности Т.И.А.., составлен протокол N6/2190 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
12 декабря 2011 года вынесено определение о передаче дела для рассмотрения в районный суд.
Выводы судьи районного суда о наличии оснований для привлечения ООО "Талчер" к административной ответственности представляются верными.
Объективная сторона данного правонарушения в рассматриваемом случае состоит в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, которое требуется в соответствии с федеральным законом.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), пунктом 4 статьи 13 которого установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.
К гражданам, на которых указанный порядок в силу подпунктов 1-9 пункта 4 статьи 13 Закона N115-ФЗ не распространяется, гражданин КНР М.С. не относится.
В силу статьи 2 Федерального закона N 115-ФЗ под трудовой деятельностью иностранного гражданина понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг); разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Подпунктом 2 пункта 8 статьи 18 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу.
Из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации (Пекин, 03.11.2000; далее - Соглашение) следует, что привлечение и использование работников осуществляется в соответствии с законодательством государств Сторон и положениями настоящего Соглашения (пункт 1 статьи 3); работники осуществляют трудовую деятельность в принимающем государстве при наличии разрешений, выдаваемых в соответствии с нормативными правовыми актами принимающего государства, регулирующими привлечение и использование иностранной рабочей силы (пункт 1 статья 4);работники не могут выполнять никакой другой оплачиваемой работы, помимо той, на которую было выдано разрешение; в случае если будет выявлено, что работник выполняет или выполнял другую оплачиваемую работу, помимо той, на которую было выдано разрешение, или самовольно сменил работодателя, разрешение аннулируется (статья 9).
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Факт привлечения Обществом к трудовой деятельности гражданина КНР М.С. в качестве тачковщика при отсутствии у этого гражданина разрешения на такой вид трудовой деятельности подтверждается актом проверки ООО "Талчер" от 29.10.2011, объяснениями гражданина КНР М.С., протоколом об административном правонарушении в отношении ООО "Талчер" N6/2190 от 07.12.2011.
С учетом допущенных Обществом нарушений, судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Талчер" события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
На основании ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО "Талчер" не приняло меры к соблюдению действующего законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и является виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
Процедура привлечения ООО "Талчер" к административной ответственности не нарушена.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием директора и защитника привлекаемого к ответственности лица. Копия протокола получена директором Общества 07.12.2011.
Административное дело в отношении ООО "Талчер" рассмотрено с участием защитников последнего.
Доводы жалобы ООО "Талчер" отклоняются как необоснованные.
В частности, нарушений процедуры проведения проверки из материалов дела не усматривается.
Распоряжением от 29.10.2011, подписанным заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Забайкальскому краю П.А.И. указано провести в период с 29.10.2011 по 30.10.2011 проверку в отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в ООО "Талчер"; уполномоченными на проведение проверки лицами назначены начальник отделения Ф.Е.Б.., старший инспектор Б.М.Б.., старший инспектор К.В.И. инспектор Я.Л.А.
Как следует из акта проверки от 29.10.2011, проверка проводилась названным составом.
Акт проверки подписан Ф.Е.Б.., Б.М.Б.., К.В.И. Объяснения у гражданина КНР М.С. отобраны Б.М.Б. Перевод осуществлялся Я.Л.А.
Допущение со стороны сотрудников УФМС РФ по Забайкальскому краю каких-либо действий, унижающих человеческое достоинство, не усматривается из материалов дела. Сведений об оспаривании ООО "Талчер" конкретных действий проверяющих не имеется.
Довод жалобы о заинтересованности переводчика также не принимается.
Статьей 25.10 КоАП РФ установлен порядок привлечения к участию в административном производстве переводчика и требования, предъявляемые к переводчику. Согласно названной норме переводчиком может быть лицо, которое не заинтересовано в исходе дела, свободно владеет необходимым языком.
Тот факт, что Я.Л.А.., осуществлявший в ходе проверки перевод, является сотрудником УФМС РФ по Забайкальскому краю, не свидетельствует о заинтересованности данного лица.
При этом учитывается, что Я.Л.А. предупреждался об ответственности за заведомо неправильный перевод по ст.17.9 КоАП РФ (л.д.23), уровень его знаний иностранного языка, подтвержденный соответствующим дипломом, свидетельствует об обеспечении иностранному гражданину возможности понимать содержание совершаемых процессуальных действий и излагать свою правовую позицию.
Постановление о привлечении ООО "Талчер" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Избранный размер штрафа является минимальным для юридических лиц.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не усматривается.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установленные на основании материалов дела обстоятельства свидетельствуют о пренебрежительном отношении привлекаемого к административной ответственности лица к исполнению своих обязанностей по соблюдению режима пребывания и трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации. Совершенное Обществом правонарушение посягает на общественный порядок в сфере миграционного законодательства. С учетом характера и степени общественной опасности, оснований считать совершенное Обществом административное правонарушение малозначительным не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
постановление судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО "Талчер" оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Талчер" - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, может быть обжаловано и опротестовано в порядке надзора.
Судья К. Ж. Шаркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.