Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Усовой Н.М., Малиновской А.Л.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Катышевой О.И., Катышева А.М. к Администрации г.Иркутска о признании заключения межведомственной комиссии "номер обезличен" от "дата обезличена" по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, акта "номер обезличен" от "дата обезличена" незаконными и необоснованными; о признании жилого помещения непригодным для проживания, о возложении обязанности на администрацию предоставить другое благоустроенное жилое помещение
по апелляционной жалобе Катышева А.М. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование уточненных исковых требований Катышева О.И., Катышев А.М. указали, что проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес обезличен" на основании договора социального найма по ордеру "номер обезличен" серии "данные изъяты" "номер обезличен" от "дата обезличена". После затопления квартиры "дата обезличена" проживать в ней стало невозможно, в любое время может произойти обрушение потолочного перекрытия, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а ненесущих - весьма ветхое. К данному состоянию привело отсутствие капитального ремонта жилого дома, неоднократный прорыв труб водяного отопления, которые проходят через чердачное помещение. Последний прорыв в чердачном помещении произошёл в ночь с "дата обезличена" на "дата обезличена", квартира истцов была затоплена. После неоднократных обращений в управляющую компанию ООО " С" "дата обезличена" истцами получен ответ о том, что потолочные перекрытия находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются следы гнили; кровля жилого дома требует капитального ремонта. Управляющая компания осуществляет все услуги согласно "Перечню обязательных работ и услуг по содержанию, ремонту общего имущества в многоквартирном доме". Проведение текущего и капитального ремонта не входит в вышеуказанный перечень. "дата обезличена" ООО " С" к дополнению к ответу на обращение истцов указало, что ремонт кровли дома и перекрытия в квартире истцов будет выполнен до конца текущего года. После неоднократных обращений в различные инстанции истцы обратились с заявлением в межведомственную комиссию, назначенную постановлением мэра г.Иркутска от 5 июля 2006 года N 031-06-1032/6 "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домах аварийными и подлежащих сносу или реконструкции".
"дата обезличена" в адрес истцов поступило заключение межведомственной комиссии о признании соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности для проживания от "дата обезличена" "номер обезличен"; акт "номер обезличен" от "дата обезличена".
Истцы указали, что жилое помещение, в котором проживает их семья, является небезопасным для жизни и здоровья. Требуется капитальный ремонт потолочного перекрытия, несущих конструктивных элементов, что невозможно без отселения жильцов. Полагали, что нарушена процедура обследования жилого помещения, так как в состав комиссии не были включены эксперты в области строительства.
В связи с чем, Катышева О.И., Катышев А.М. просили суд признать заключение межведомственной комиссии от "дата обезличена" "номер обезличен" и акт от "дата обезличена" "номер обезличен" незаконными и необоснованными; признать жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес обезличен" непригодным для проживания; возложить обязанность на администрацию г. Иркутска предоставить другое благоустроенное жилое помещение.
В судебном заседании Катышева О.И., Катышев A.M. исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск в полном объеме.
В судебном заседании представитель истцов - Иванчиков Ю.Г. указал на незаконность заключения межведомственной комиссии.
Представитель администрации г. Иркутска Васильева М.И. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Катышев А.М. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование указал, что суд дважды немотивированно отказал в удовлетворении ходатайства истцов о проведении судебно-строительной экспертизы в ООО " Г". Неправомерным является вывод суда об отсутствии нарушений при даче заключения межведомственной комиссией. Комиссия в составе двух человек произвела лишь визуальный осмотр здания и смежного помещения - квартиры "номер обезличен". Вопрос о том, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в работоспособном состоянии, комиссией вообще не рассматривался, не проведена оценка состояния строительных конструкций и жилого дома в целом. На осмотр квартиры выезжало два человека, а заключение подписано восемью лицами. С "дата обезличена" семья истцов вынуждена проживать по другому адресу, при этом, начисляется полная стоимость по коммунальным платежам, которыми истцы не пользуются. Судом не принято во внимание заключение МУП БТИ г. Иркутска от "дата обезличена".
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи, объяснения истцов Катышевой О.И., Катышева А.М., представителя Катышева А.М. по ордеру Иванчикова Ю.Г. поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.И., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, а также необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства (п.п.6,7 ст.2 ЖК РФ).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (Далее Положение), утверждённым Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47.
Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 42 Положения).
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. (п. 43 Положения)
Согласно п. 44 Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии (п.46 Положения).
Решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (п.52 Положения).
В г. Иркутске межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции создана Постановлением мэра города Иркутска от 5 июля 2006 г. N 031-06-1032/6 "О межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции" ( в ред. от 22 марта 2011 года).
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно ордера "номер обезличен" серии "данные изъяты" от "дата обезличена" нанимателем жилого помещения расположенного по адресу: "адрес обезличен" является А.(умерла), членами семьи нанимателя Катышев A.M., Катышева О.И., Е., В.
Катышев A.M. обратился в межведомственную комиссию г.Иркутска с заявлением о признании занимаемого жилого помещения аварийным, непригодным для проживания.
Из акта обследования жилого помещения "номер обезличен" от "дата обезличена" следует, что несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, которое не приводит к нарушениям работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого помещения и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Рекомендовано произвести текущий ремонт помещения силами нанимателя.
По результатам рассмотренных документов (технического паспорта, ордера на жилое помещение, заключения МУП БТИ г.Иркутска) и вышеуказанного акта, межведомственной комиссией "дата обезличена" принято заключение "номер обезличен" о признании соответствия помещения требованиям, предъявленным к жилому помещению и его пригодности для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а также подлежащими капитальному ремонту действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду, федеральным органом исполнительной власти, исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от "дата обезличена" "номер обезличен", суд исходил из того, что при принятии заключения межведомственной комиссией каких-либо нарушений утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не установлено.
С данным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Так, в представленном в суд акте обследования жилого помещения "номер обезличен" от "дата обезличена" указано, что межведомственной комиссией в составе восьми человек и приглашенного нанимателя жилого помещения Катышева А.М. произведено обследование жилого помещения: "адрес обезличен".
Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств, объяснений заявителей, а также пояснений в судебном заседании апелляционной инстанции представителя администрации г. Иркутска Васильевой М.И., судебная коллегия делает вывод о том, что межведомственной комиссией нарушен порядок и процедура рассмотрения заявления о признании жилого помещения непригодным для проживания.
Данный вывод основан на том, что в нарушение пунктов 7, 42 - 47, 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, осмотр жилого помещения, расположенного по адресу проживания истцов не был произведен всей комиссией. Фактически заключение дано на основании визуального осмотра жилого помещения одним членом комиссии, фактическое состояние помещения не определено (не оценена степень и категория технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположение жилого помещения), как того требует п. 43 Положения.
Кроме того, заявление разрешено формально, принятое по результатам рассмотрения заявления заключение, не соответствует требованиям, установленным Приложением N1 к вышеуказанному Положению от 28 января 2006 года N 47, поскольку не содержит обоснования принятого комиссией решения.
В нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), администрацией г.Иркутска не представлено доказательств, подтверждающих соблюдение порядка принятия решения.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что оспариваемое истцом заключение межведомственной комиссии "номер обезличен" от "дата обезличена" является незаконным, нарушающим права истцов на получение обоснованного, соответствующего фактическому состоянию дома заключению, истцам созданы препятствия в реализации ими прав на безопасное жилье.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа в признании незаконным и необоснованным заключения межведомственной комиссии "номер обезличен" от "дата обезличена" по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, а доводы апелляционной жалобы в этой части - подлежащими удовлетворению.
Поскольку иск в указанной части является обоснованным, судебная коллегия полагает возможным возложить на межведомственную комиссию г.Иркутска обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Катышева А.М. о признании занимаемого им и его семьей жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес обезличен" непригодным для проживания, в установленном законом порядке, по результатам работы комиссии принять законное заключение.
В остальной части решение суда надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
В связи с тем, что занимаемое Катышевым А.М., Катышевой О. И. жилое помещение в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции, на момент рассмотрения судом спора не признано, следовательно, требования истцов о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение, пригодное для проживания, заявлены преждевременно, оснований для их удовлетворения судебная коллегия не усматривает.
Оставляя без изменения решение в части отказа в признании незаконным Акта о результатах, проведенных в отношении жилищного фонда мероприятий по контролю "номер обезличен" от "дата обезличена", вынесенного Службой государственного контроля и строительного надзора, судебная коллегия полагает, что данный документ не нарушает права истцов на получение соответствующего фактическому состоянию дома Заключению, а также не создает препятствий в реализации прав на безопасное жилье.
Учитывая, что межведомственная комиссия является единственным уполномоченным органом, который признает жилое помещение непригодным для проживания, решение суда в части отказа в признании жилого помещения не пригодным для проживания также подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328, ст.329, п. 1,2,3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 21 февраля 2012 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании заключения межведомственной комиссии "номер обезличен" от "дата обезличена" по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции - отменить.
Вынести в этой части новое решение.
Признать заключение межведомственной комиссии от "дата обезличена" "номер обезличен" по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции незаконным и необоснованным.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Ю. Зубкова
Судьи:
Н.М. Усова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.