Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Е.Ю.,
судей Усовой Н.М., Малиновской А.Л.,
при секретаре Банзаракцаевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Оганнисян В.Г. об оспаривании решения УФМС России по Иркутской области об отказе в выдаче вида на жительство, о понуждении к выдаче вида на жительство,
по апелляционной жалобе Оганнисян В.Г. на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Оганнисян В.Г. обратилась в суд с заявлением, указав в его обоснование, что "дата обезличена" она получила уведомление об отказе решением УФМС России по Иркутской области от "дата обезличена" "номер обезличен" в выдаче ей вида на жительство в Российской Федерации. Основанием для отказа послужило сообщение о себе ложных сведений. Полагала данный отказ необоснованным, поскольку никакие ложные сведения о себе она в УФМС России по Иркутской области не представляла. Указала, что состоит в зарегистрированном браке с Р., имеет "данные изъяты" детей, которые постоянно проживают и работают в "данные изъяты". Сама заявитель имеет разрешение на временное проживание на территории РФ до "дата обезличена", зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес обезличен".
В связи с чем, просила признать незаконным решение УФМС России по Иркутской области от "дата обезличена" "номер обезличен" об отказе в выдаче ей вида на жительство; обязать УФМС России по Иркутской области выдать вид на жительство.
В судебном заседании заявитель Оганнисян В.Г., ее представитель - Матвеева М.В. заявление поддержали.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Иркутской области Вассерман Е.А. против заявленных требований возражала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель Оганнисян В.Г. просит решение суда отменить, принять новое решение, указав на необоснованно сделанный судом вывод о том, что отсутствие разрешения на трудовую деятельность предполагает указание в заявлении на получение вида на жительство ложной информации. Заявитель действительно работала и указала именно фактические обстоятельства, а также представила неподдельные документы. Суд, хотя и принял во внимание то обстоятельство, что заявитель действительно работала, в то же время указал, что это не является основанием для нарушения процедуры рассмотрения заявления на получение вида на жительство. Судом не дана объективная оценка всем обстоятельствам дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица УФМС России по Иркутской области Белобородова Ю.Н. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя УФМС России по Иркутской области Ахметовой И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина,
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод,
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 8 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Сроки и порядок выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации определены в Административном регламенте по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденном приказом ФМС от 29 февраля 2008 года N 41, зарегистрированном в Минюсте РФ 14 апреля 2008 года N 11525.
В силу п. 51 названного регламента сотрудник, принявший заявление и прилагаемые документы к рассмотрению, проводит необходимую проверку для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство. В этих целях в течение трех рабочих дней со дня приема заявления к рассмотрению сотрудник направляет письменные запросы произвольной формы, подписанные руководителем территориального органа или его заместителем, в налоговые органы, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы для выявления оснований, препятствующих выдаче вида на жительство и отнесенных к компетенции указанных органов. В письменных запросах указываются основные анкетные данные заявителя, место жительства или учета по месту пребывания, источник средств существования, место работы.
Пунктом 55 Административного регламента предусмотрено, что если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в выдаче вида на жительство, принимается решение о выдаче вида на жительство. При выявлении оснований для отказа в выдаче вида на жительство принимается решение об отказе в выдаче вида на жительство.
Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство закреплены в ст. 9 ФЗ РФ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с п.4 ч.1 которой вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Оганнисян В.Г. является гражданкой "данные изъяты" и проживает на территории РФ на основании разрешения на временное проживание от "дата обезличена" сроком до "дата обезличена". "дата обезличена" она обратилась в УФМС России по Иркутской области с заявлением о выдаче вида на жительство с целью постоянного проживания и работы на территории Российской Федерации. В пункте 13 заявления указала, что с "дата обезличена" по "дата обезличена" работала подсобным рабочим в ООО " Ч.".
Достоверность изложенных в заявлении сведений, а также осведомленность заявителя об основаниях отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство (ст.9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ") подтверждены заявителем личной подписью, которая заявителем не оспаривается.
Заключением УФМС России по Иркутской области "номер обезличен" от "дата обезличена" принято решение об отказе в выдаче Оганнисян В.Г. вида на жительство на основании п.4 ч.1 ст.9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Разрешая заявление и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение принято в соответствии с законом, нарушений процедуры рассмотрения заявления судом не установлено.
Суд проверил доводы заявителя о незаконности принятого УФМС России по Иркутской области решения от "дата обезличена" об отказе в выдаче вида на жительство в РФ, обоснованно с ними не согласился, поскольку при подаче заявления Оганнисян В.Г. сообщила о себе ложные сведения, касающиеся места работы, что является основанием для отказа в выдаче вида на жительство.
Согласно ст. 2 ФЗ Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ (ред. от 06 декабря 2011 года) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на работу - это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Статья 13.1 указанного закона устанавливает, что разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
Разрешение на работу Оганнисян В.Г. было выдано на период с "дата обезличена" по "дата обезличена". Другие сведения об оформлении разрешения на работу на Оганнисян В.Г. отсутствуют. С заявлением о выдаче разрешения в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" Оганнисян В.Г не обращалась.
Кроме того, доказательств наличия трудовых отношений, в том числе, приказа о приеме на работу, трудового договора Оганнисян В.Г. не представила.
Таким образом, указание в заявлении о работе в отсутствие документов, подтверждающих указанное обстоятельство, является заведомо ложными сведениями.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу п.4 ч.1 ст.9 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" основанием для отказа в выдаче разрешения на временное проживание в РФ является сообщение заведомо ложных сведений, суд обоснованно признал требования заявителя Оганнисян В.Г. о признании незаконным решения УФМС России по Иркутской области от "дата обезличена" не подлежащим удовлетворению.
Судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а выводы суда соответствующими нормам законодательства, регулирующие возникшие правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные сведения не являются заведомо ложными, не имеет правового значения, поскольку заведомо ложными сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности. В данном случае заявителем не представлено достоверных доказательств в подтверждение трудовых отношений с ООО " Ч.", обязанность по обращению в УФМС Иркутской области с заявлением о получении разрешения на работу в данный период Оганнисян В.Г. не выполнена.
Указание в жалобе на то, что Оганнисян В.Г. не проверяла сведения, содержащиеся в заявлении, обоснованно отвергнуты судом первой инстанции, поскольку она личной подписью в заявлении подтвердила достоверность указанных сведений.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение, проверенное по доводам апелляционной жалобы, не подлежащим отмене.
При этом принимается во внимание, что в период временного проживания на территории Российской Федерации Оганнисян В.Г. вправе повторно обратиться в соответствующий отдел УФМС по Иркутской области с заявлением о выдаче вида на жительство.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 22 марта 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Ю. Зубкова
Судьи
Н.М. Усова
А.Л. Малиновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.