Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Першиной И.В.,
судей: Молчановой Л.А., Ветровой Н.П.,
при секретаре: Донцовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа и Департамента социальной защиты населения Кемеровской области на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 29 марта 2012 года по иску Руденко В. А. к Департаменту социальной защиты населения "адрес", Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании права на назначение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
Руденко В. А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения "адрес", Управлению социальной защиты населения Мысковского городского округа о признании за ним права на назначение мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда", и обязании Департамента социальной защиты населения "адрес" предоставить ему указанные меры социальной поддержки.
Исковые требования обоснованы тем, что он является пенсионером МВД РФ по выслуге лет, ветераном труда.
Управлением социальной защиты населения Мысковского городского округа и Департаментом социальной защиты населения "адрес" ему было отказано в назначении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.
Полагает, что данные отказы являются незаконными и противоречащими ст. 1,4 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда", ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ч. 1,2 ст. 39 Конституции РФ, ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Руденко В. А. и его представитель Нестеров Д.А. исковые требования поддержали.
Представитель Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа Бахаева Н.А. исковые требования не признала.
Представитель Департамента социальной защиты населения "адрес" в судебное заседание не явился.
Решением суда постановлено:
Признать у Руденко В. А. наличие правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".
Данное решение является основанием для предоставления Руденко В. А. мер социальной поддержки по Закону Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".
В апелляционной жалобе представитель Управления социальной защиты населения Мысковского городского округа Бахаева Н.А.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ - на л.д.44) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что страховой стаж - это периоды работы, когда работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своего работника (ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Служба в органах МВД РФ в страховой стаж не включается, так как в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий военнослужащим за выслугу лет обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона РФ от 12.02.1993г. N4468-1 при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (достижение определенного возраста мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет и наличие страхового стажа не менее пяти лет имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренные данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Управление социальной защиты населения Мысковского городского округа не согласно с выводами суда о том, что достижение возраста 60 лет дает право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" т.к., в соответствии с ст. 7 Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" достижение определенного возраста и наличие страхового стажа при назначении пенсии по старости эти два условия учитываются в совокупности, поэтому правовых оснований для предоставления Руденко В. А. мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 20.12.2004 г. N105-03 "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" нет.
В апелляционной жалобе представитель Департамента Социальной защиты населения Кемеровской области Добряк О.В.(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года- на л.д.47) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает, что меры социальной поддержки Руденко В. А. могут быть предоставлены только после назначения трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", т.е. при достижении возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 5 лет. Доказательств, подтверждающих, что Руденко В.А. назначена пенсия в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в судебное заседание не представлено.
На апелляционные жалобы Руденко В. А. поданы возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Согласно ст.22 Федерального закона от 12.01.1995г. N5-ФЗ (в ред. от 16.11.2011г.) "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.10 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Кемеровская область как субъект Российской Федерации вправе самостоятельно урегулировать данный вопрос в соответствующем законе при соблюдении условий, указанных в Преамбуле и ст.153 Федерального закона от 22.08.2004г. N122-ФЗ.
Согласно ст.4 ч.1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004г. N105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляются меры социальной поддержки, указанные в п.п.1-7 ч.1 ст.4.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Руденко В. А. была назначена пенсия за выслугу лет в связи со службой в органах МВД РФ (л.д.22).
ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано Управлением социальной защиты населения Мысковского городского округа удостоверение в связи с присвоением звания "Ветеран труда"(л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УСЗН Мысковского городского округа с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда, в удовлетворении которого ему было отказано.
Разрешая настоящее дело, су "адрес" инстанции обоснованно указал, что истец имеет право распоряжаться своим трудовым стажем и право выбора вида пенсионного обеспечения. Поскольку он является пенсионером МВД РФ, ветераном труда, достиг возраста 60 лет и в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N(в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеет право при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, то к нему применяется "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ОЗ.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения суда в виду следующего.
В ст.1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004г. N105-ОЗ дано понятие "ветераны труда" и указано, что ветераны труда- лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 для женщин; лица, имеющие звание "Ветеран труда" в соответствии с иными законами Кемеровской области.
Как лицо, имеющее удостоверение "Ветеран труда", Руденко В. А. относится к ветеранам труда, указанным в ст.1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004г. N105-ОЗ.
По мнению судебной коллегии, во взаимосвязи и в системном толковании положений ст.1 и ч.1 ст.4 названного Закона Кемеровской области указание в ч.1 ст.4 на то, что ветеранам труда предоставляются меры социальной поддержки после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", означает, что для получения мер социальной поддержки необходима совокупность условий:
- наличие звания "Ветеран труда" или принадлежность к иной категории лиц, указанных в ст.1, отнесенных к понятию "Ветераны труда";
- достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
- назначение пенсии по старости или за выслугу лет.
Буквальное понимание положений ч.1 ст.4 Закона от 20.12.2004г. N105-ОЗ апеллянтами противоречит ч.1 ст.1 данного Закона, которая относит к ветеранам труда и лиц, имеющих право на пожизненное содержание за выслугу лет, и награжденных ведомственными знаками отличия в труде.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 29 марта 2012г. в обжалованной части оставить без изменения, апелляционные жалобы- без удовлетворения.
Председательствующий: Першина И.В.
Судьи: Молчанова Л.А.
Ветрова Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.