Апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 28 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.,
судей: Хомутовой И.В., Дударек Н.Г.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Новокузнецка ФИО10
на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 марта 2012 г. по заявлению ФИО1 об оспаривании бездействия администрации города Новокузнецка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации города Новокузнецка, мотивируя свои требования тем, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", ул. "адрес"4. Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: "адрес", "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. На основании данного заключения дом включен в перечень домов, предполагаемых к сносу. До настоящего времени снос не произведен, жителям другие благоустроенные помещения не предоставлены. Вынужден проживать в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, что создает угрозу для жизни и здоровья. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию "адрес" с требованием о сносе дома либо изъятии земельного участка и квартир жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" путем выкупа. Из ответа администрации "адрес" следует, что снос жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", "адрес" поставлен в зависимость от плана сноса аварийных домов.
Просит признать незаконным бездействие администрации города Новокузнецка по выполнению процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в отношении дома, расположенного по адресу: "адрес" 10 признанного аварийным и подлежащим сносу. Обязать администрацию города Новокузнецка выполнить требования ч. 10 ст. 32 ЖК РФ путем направления требования собственнику помещения, расположенного по адресу: "адрес" "адрес" о сносе дома в трехмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Представитель ФИО1 - ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на иске настаивала.
Представитель администрация города Новокузнецка, извещенный о дне и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 марта 2012 г. постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации города Новокузнецка по выполнению процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ в отношении дома, расположенного по адресу: "адрес" признанного аварийным и подлежащим сносу.
Возложить обязанность на администрацию города Новокузнецка выполнить требования ч. 10 ст. 32 ЖК РФ путем направления требования ФИО1 собственнику помещения расположенного по адресу: "адрес" о сносе дома. В остальной части заявления отказать.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Новокузнецка ФИО6 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с существенными нарушениями норм материального права.
В жалобе ссылается на то, что жилой дом по ул "адрес", согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N, признан аварийным и подлежащим сносу.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому финансирование из федерального бюджета выделяется на снос многоквартирных жилых домов, признанных межведомственной комиссией до 1 января 2010 года аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В региональную адресную программу многоквартирные дома могут быть включены только в случае отсутствия на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года аварийными.
На сегодняшний день в городе Новокузнецке в очереди на снос стоят 15 жилых домов, которые в установленном порядке признаны аварийными до 1 января 2007 года.
Согласно требованиям Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" администрация города Новокузнецка обязана в первую очередь организовать снос и расселение многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2007 г., а затем может использовать поступающие финансовые средства на снос и расселение домов, признанных аварийными и подлежащими сносу после 01.01.2007 г.
Поскольку жилой дом, расположенный по "адрес", признан заключением межведомственной комиссии аварийным ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время администрация "адрес" не имеет финансовой возможности изъять у собственников жилые помещения путем выкупа либо по соглашению предоставить им другие жилые помещения, а соответственно у администрации нет оснований для предъявления к собственникам помещений в указанном доме требования о сносе.
В возражения на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7).
Заключением межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию города Новокузнецка с заявлением о предъявлении к собственникам дома, расположенного по адресу: "адрес" требования о сносе дома в разумный срок за счет собственных средств, принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом по адресу: "адрес" для муниципальных нужд и об изъятии квартир путем выкупа (л.д. 8).
Администрации города Новокузнецка на основании письма от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 было отказано в предоставлении жилого помещения в виду отсутствия свободного жилья. Также в письме указано, что из-за дефицита денежных средств в муниципальном бюджете администрация г. Новокузнецка не имеет возможности выкупить жилое помещение (л.д. 9).
Порядок действий органов местного самоуправления в отношении собственников жилых помещений дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, содержится в ст.32 ЖК РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации:
Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Часть 2 указанной статьи, - решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решении об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Часть 3, - решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Часть 4 - собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Часть 6 -выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Часть 8 - по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Часть 9 - если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Часть 10 - Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок. В случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требуется соблюдение предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требования о его сносе или реконструкции.
Бездействие же органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что указанные выше нарушения требований федерального законодательства свидетельствуют о бездействии Администрации г. Новокузнецка в части исполнения своих обязанностей, предусмотренных указанным выше федеральным законодательством, что нарушает конституционные права граждан на получение жилища из муниципальных жилищных фондов в соответствии с установленными законом требованиями, а также ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, проживающих в указанных домах и помещениях, органом местного самоуправления не был соблюден порядок направления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и последующем принятии решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом.
Данный вывод суда судебная коллегия находит правильным и обоснованным, сделанным на верном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, на основании всестороннего и полного исследования представленных суду доказательств, которым в соответствии со ст. 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы на отсутствие свободного жилья, дефицита денежных средств в муниципальном бюджете для выкупа жилого помещения, судебная коллегия отвергает, как несостоятельные, поскольку обязанность органа местного самоуправления по выполнению требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ о направлении собственникам жилых помещений требования о сносе дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, а обеспечение вне очереди жилыми помещениями не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда в обжалуемой части апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержат указаний на нарушения норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Из материалов дела усматривается, что судом дана всесторонняя, полная и объективная оценка доказательствам по делу, соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ. Так, суд исследовал и оценил как по отдельности, так и в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, а также истребовал дополнительные письменные доказательства. На основании оценки доказательств суд установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, постановив решение, которое содержит выводы, полностью соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 13 марта 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представитель администрации г. Новокузнецка ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: И.В. Хомутова
Н.Г. Дударёк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.