Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Охременко О.В., Тихоновой Т.В.,
при секретаре Сафине Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционному представлению Красноярского транспортного прокурора,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Красноярского транспортного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности на ОАО "РЖД" в лице филиала "КЖД" оборудовать пассажирское здание железнодорожной станции Сорокино, эксплуатируемое в качестве вокзала, произвести оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, оборудовать лестницы пандусами (с уклоном не более чем 1:12) - отказать.
Обязать ОАО "РЖД" в лице филиала "КЖД" оборудовать пассажирское здание железнодорожной станции Сорокино эксплуатируемое в качестве вокзала, специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, в частности, оборудовать передвижными подъемниками и пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" в лице Красноярская железная дорога" с требованиями признать незаконным бездействие ОАО "РЖД" в лице филиала "КЖД" в части не оборудования административного здания железнодорожной станции Сорокино специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, обязать ОАО "РЖД" в лице филиала "КЖД" оборудовать пассажирское здание железнодорожной станции Сорокино, эксплуатируемое в качестве вокзала, специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта; в частности, оборудовать передвижными подъемниками, пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, произвести оснащение отдельных касс пассажирского здания железнодорожной станции Сорокино специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, оборудовать лестницы с пандусами (с уклоном не более чем 1:12).
Свои требования мотивировал тем, что Красноярской транспортной прокуратурой 20 сентября 2011 года была проведена проверка исполнения поднадзорным предприятием железнодорожного транспорта законодательства, направленного на защиту прав инвалидов. Одним из обследованных в ходе проверки объектов являлось эксплуатируемое административное здание железнодорожной станции Сорокино, которое расположено в п.Сорокино Манского района Красноярского края, находящееся на балансе Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении "Крастранспригород" - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Указанная проверка показала, что пассажирское здание железнодорожной станции Сорокино, эксплуатируемое в качестве вокзала, не оборудовано туалетом, предназначенным для пассажиров инвалидов, отсутствуют передвижные подъемники, пенники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, что нарушает права инвалидов на беспрепятственное пользование услугами железнодорожного транспорта.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционном представлении и дополнении к нему Красноярский транспортный прокурор просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ответчика произвести оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, поскольку на момент вынесения судом решения факт приобретения и установки специальных устройств для пассажиров с пониженным слухом ответчиком подтвержден не был.
Кроме того, судом не было рассмотрено требование о возложении на ответчика обязанности оборудовать в здании железнодорожного вокзала ст. Сорокино общественный туалет со специальными кабинами размером 225х115 см.
Также указывает на допущенные судом при рассмотрении дела процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что судом первой инстанции в нарушение ст. 35, 57 ГПК РФ было отказано в удовлетворении заявленного прокурором ходатайства об отложении слушания дела для истребования и приобщения дополнительных доказательств. Вместе с тем, указанные обстоятельства не нашли отражения в протоколе судебного заседания от 25 апреля 2012 года.
В возражениях на апелляционное представление представитель ОАО "РЖД" в лице филиала Красноярская железная дорога просил решение суда оставить без изменения, поскольку оно принято с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии со стороны ОАО РЖД бездействия по исполнению законодательства, направленного на защиту прав инвалидов.
Оснащение отдельных касс административного здания железнодорожной станции Сорокино специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром запланировано на 4 квартал 2012 года.
Требование об оборудовании в здании железнодорожного вокзала ст. Сорокино общественного туалета со специальными кабинами размером 225х115 см Красноярский транспортный прокурор в исковом заявлении не заявлял.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца - старшего помощника Красноярского транспортного прокурора Хропот О.В., представителей ответчика - Берг Д.Д. (доверенность от 02.12.2011 года), Алымову А.А. (доверенность от 28.06.2012 года), обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" (в редакции ФЗ от 01.03.2008 года) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения обязанности на ответчика оборудовать здание станции Сорокино специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта, в частности, оборудовать передвижными подъемниками и пенниками и переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванного Федерального закона, Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N12, исследовав представленные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу о бездействии со стороны ответчика в части создания условий инвалидам пользоваться услугами транспорта.
Имеющимися в деле доказательствами подтверждается отсутствие на железнодорожном вокзале станции Сорокино передвижных подъемников и переносных рамп (пандусов телескопических) для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о возложении обязанности на ответчика произвести оснащение отдельных касс специальными устройствами для пассажиров с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассирами, суд первой инстанции установил, что приказом ДОППРл-152 от 20 марта 2012 года для беспрепятственного пользования инвалидами услугами железнодорожного транспорта приказано бригадиру Фритц Л.Н приобрести в срок до 1 июня 2012 года специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом в количестве 10 штук, начальникам вокзалов установить указанные специальные устройства в срок до 10 июня 2012 года.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие бездействия ответчика в части создания необходимых условий для инвалидов с пониженным слухом.
С указанным выводом суда Судебная коллегия полагает необходимым согласиться, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым в решении суда дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционного представления Красноярского транспортного прокурора, направленные на оспаривание решения суда в части отказа в удовлетворении требований об оснащении отдельных касс пассажирского здания железнодорожной станции Сорокино специальными устройствами для инвалидов с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, не могут быть приняты во внимание Судебной коллегией. Так, на момент вынесения судом решения на начальников вокзала уже была возложена обязанность по установлению специальных устройств для инвалидов с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора в этой части.
Довод апелляционного представления прокурора в той части, что судом не рассмотрены по существу требования прокурора о возложении обязанности на ответчика оборудовать в здании вокзала станции Сорокино общественный туалет, судебная коллегия находит несостоятельным, так как такие требования прокурором не заявлялись.
Не могут быть признаны состоятельными доводы Красноярского транспортного прокурора, изложенные в апелляционном представлении, о необоснованном отказе прокурору в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства для истребования дополнительных доказательств. Как установлено судом, такого ходатайства прокурором при рассмотрении дела не заявлялось, определением суда от 07 июня 2012 года замечания на протокол судебного заседания, поданные прокурором, судом отклонены.
При таких данных решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 25 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Красноярского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца - помощника Красноярского транспортного прокурора - Качанова Р.О., просившего решение суда отменить, представителей ответчика ОАО РЖД в лице филиала Красноярской железной дороги - Берг Д.Д., Алымову А.А., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Отказывая Красноярскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеназванного Федерального закона, Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N12, исследовав представленные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны ответчика бездействия в части обеспечения социальной защитой инвалидов.
Судебная коллегия полагает необходимым согласиться с указанным выводом суда, поскольку он основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, которым в решении суда дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционного представления Красноярского транспортного прокурора, направленные на оспаривание решения суда в части отказа в удовлетворении требований об оснащении отдельных касс пассажирского здания железнодорожной станции Базаиха специальными устройствами для инвалидов с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, оборудовании в пассажирском здании вокзала Базаиха общественный туалет со специальными кабинами размером 225х115 см. не могут быть приняты во внимание Судебной коллегией по следующим основаниям.
В соответствии с Приказом ДОППРл-152 от 20 марта 2012 года для беспрепятственного пользования инвалидами услугами железнодорожного транспорта приказано: бригадиру Фритц Л.Н приобрести в срок до 1 июня 2012 года специальные устройства для пассажиров с пониженным слухом в количестве 10 штук; начальникам вокзалов установить указанные специальные устройства в срок до 10 июня 2012 года.
Таким образом, поскольку на момент вынесения судом решения, на начальников вокзала уже была возложена обязанность по установлению специальных устройств для инвалидов с пониженным слухом, облегчающими общение пассажиров с кассиром, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требований прокурора в этой части.
Согласно акту от 16 марта 2012 года, выписке из технического паспорта, а также фотографиям, имеющимся в материалах дела, зал ожидания железнодорожной станции Базаиха оборудован одноместным общественным туалетом размером 235х230см. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности оборудовать специальные туалетные кабины размером 225х115 см. на станции Базаиха.
Не могут быть признаны состоятельными доводы Красноярского транспортного прокурора, изложенные в апелляционном представлении, о том, что поскольку уведомление о рассмотрении дела 05 апреля 2012 года поступило в прокуратуру значительно позже, истец был лишен права представлять доказательства по делу, а суд не выяснив причины неявки истца в суд, рассмотрел дело в его отсутствие, тем самым допустив процессуальные нарушения.
Как следует из материалов дела, 5 марта 2012 года в адрес Красноярского транспортного прокурора было направлено судебное извещение за исходящим N2-1004/2012-3-9154 (л.д. 12) о том, что судебное заседание по данному гражданскому делу состоится 5 апреля 2012 года в 14 час. 00 мин.
6 марта 2012 года судебное извещение было получено представителем Краснояркой транспортной прокуратуры по доверенности - Потемкиной И.К., что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела (л.д.13).
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Поскольку Красноярский транспортный прокурор о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил, а представитель ответчика, согласно протоколу судебного заседания от 5 апреля 2012 года, настаивал на рассмотрении дела по существу в отсутствие неявившегося истца, у суда отсутствовали основания для отложения слушания дела для выяснения причин неявки прокурора в суд.
На основании вышеизложенного Судебная коллегия находит решение суда обоснованным и законным, а выводы суда соответствующими нормам материального закона, регулирующего возникшие правоотношения, основанными на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционного представления Красноярского транспортного прокурора, направленные на оспаривание указанных выводов суда, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют правовые основания для иной оценки имеющихся в деле и представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 5 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление Красноярского транспортного прокурора без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.