Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Дерезюк Л.И.,
судей Мирошник Н.Г., Шепуленко В.В.,
при секретаре Надуевой О.Н.,
с участием прокурора Курочкина Д.Н.,
представителя УМВД России по ЧАО по доверенности Антоновой Т.А.,
представителя МОМВД России "Анадырский" по доверенности Лысенко Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, на решение Анадырского городского суда от 30 января 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление заместителя прокурора Анадырского района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский" об обязании оборудовать камеры изолятора временного содержания Отделения полиции (место дислокации пгт. Беринговский) МОМВД России "Анадырский", расположенного по адресу: Чукотский автономный округ Анадырский район пгт. Беринговский ул. Строительная д. 6 приточной и (или) вытяжной вентиляцией, оборудовать камеры ИВС автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации (системой оповещения людей о пожаре); приостановлении деятельности ИВС Отделения полиции (место дислокации пгт. Беринговский) МОМВД России "Анадырский" до оборудования камер ИВС автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации (системой оповещения людей о пожаре); установлении трехмесячного срока для совершения указанных действий - удовлетворить частично.
Обязать Муниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский" оборудовать камеры изолятора временного содержания Отделения полиции (место дислокации пгт. Беринговский) МОМВД России "Анадырский", расположенного по адресу: Чукотский автономный округ Анадырский район пгт. Беринговский ул. Строительная д. 6 приточной и (или) вытяжной вентиляцией, оборудовать камеры ИВС автоматической установкой пожарной сигнализации (системой оповещения людей о пожаре) в срок до 31 декабря 2012 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований заместителя прокурора Анадырского района к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский" - отказать".
Заслушав доклад судьи Шепуленко В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Анадырского района обратился в Анадырский городской суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский" (далее - Отдел), в котором просит возложить на Отдел обязанность оборудовать камеры изолятора временного содержания Отделения полиции (место дислокации пгт. Беринговский) ОМВД России "Анадырский", расположенного по адресу: Чукотский автономный округ пгт. Беринговский ул. Строительная, 6 (далее - ИВС), приточной и (или) вытяжной вентиляцией, а также оборудовать ИВС автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации (системой оповещения людей о пожаре). Прокурор полагает, что при отсутствии автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации, а также вентиляции, эксплуатация ИВС недопустима, в связи с чем на ответчика в соответствии со статьей 12 ГК РФ должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений в течение 3-х месяцев, а деятельность ИВС приостановлена до их устранения.
Ответчик МОМВД России "Анадырский" и привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, УМВД России по Чукотскому автономному округу признали обоснованность требований прокурора в части необходимости оборудования ИВС приточной и (или) вытяжной вентиляцией, а также автоматической установкой пожаротушения и автоматической установкой пожарной сигнализации (системой оповещения людей о пожаре). В удовлетворении требований прокурора о приостановлении деятельности ИВС просили отказать, указывая на то, что содержание задержанных и заключенных под стражей является одним из основных направлений деятельности МОМВД России "Анадырский", в целях реализации которой ИВС может вместить более 10 человек, что значительно улучшит криминогенную обстановку на территории Анадырского района.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, полагает решение суда в части отказа в приостановления деятельности ИВС незаконным в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению прокурора, неприостановление деятельности ИВС противоречит общественным интересам. Просит решение в части отказа в приостановлении деятельности ИВС отменить и требование прокурора удовлетворить.
В отзыве на апелляционное представление прокурора УМВД России по Чукотскому автономному округу и МОМВД России "Анадырский" указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и на отсутствие в связи с этим оснований для его отмены или изменения.
В судебном заседании прокурор Курочкин Д.Н. поддержал доводы апелляционного представления, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и иск прокурора о приостановлении деятельности ИВС удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов апелляционного представления прокурора, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом в целом полно и правильно определены юридически значимые обстоятельства спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой коллегия согласна и не находит оснований повторно приводить ее в настоящем определении.
Отказывая прокурору в удовлетворении требования о приостановлении деятельности ИВС, расположенного в пгт. Беринговский, суд первой инстанции исходил из того, что на территории этого населенного пункта и близкорасположенных к нему населенных пунктов данный изолятор является единственным учреждением, предназначенным для временного содержания задержанных по подозрению в совершении преступления, а также административно задержанных. Приостановление деятельности ИВС может ухудшить криминогенную обстановку на территории Анадырского района.
Коллегия находит данный вывод суда основанным на правильном применении норм материального права, а довод апелляционного представления прокурора о том, что неприостановление деятельности ИВС противоречит общественным интересам, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью содержащихся в нём лиц, что послужит основанием предъявления исков о возмещении причиненного вреда - несостоятельным.
Абзацем вторым пункта 2 статьи 1065 ГК РФ предусмотрено, что суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если её приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.
Следовательно, при разрешении вопроса о целесообразности приостановления деятельности ИВС суд должен установить приоритет между общественными интересами, которые могут пострадать в результате приостановления деятельности ИВС, и возможностью получения лицами, содержащимися в ИВС, который не соответствует требованиям пожарной безопасности, вреда жизни и здоровью.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется защита его прав и свобод от преступных посягательств.
Обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности возложено в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ "О полиции" на полицию.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О полиции" основными направлениями деятельности полиции являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Как следует из Положения о Межмуниципальном отделе МВД России "Анадырский", утвержденного приказом УМВД России по ЧАО N481 от 21.10.2011 года, МОМВД России "Аанадырский" является территориальным органом МВД России на районном уровне, осуществляющим свою деятельность на территории городского округа Анадырь и Анадырского района, к компетенции которого относится, в том числе, и содержание в изоляторах временного содержания лиц, задержанных или заключенных под стражу, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также административно задержанных.
Таким образом, деятельность ИВС направлена в конечном итоге на поддержание общественного порядка, на защиту личности, общества и государства от лиц, которые подозреваются или обвиняются в совершении преступлений.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что на территории пгт. Беринговский и близлежащих населённых пунктов Анадырского района ИВС, о приостановлении деятельности которого просит прокурор, является единственным учреждением, оборудованным для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также лиц, привлеченных к административной ответственности. В 2010 году в ИВС ОП МОМВД "Анадырский" содержался 71 человек.
Следовательно, приостановление деятельности ИВС даже на непродолжительное время повлечет невозможность его использования и, как следствие, невозможность оперативного задержания и заключения под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, а также административно задержанных. Данное обстоятельство, очевидно, будет противоречить общественным интересам, создавать угрозу спокойствию и безопасности жителей Анадырского района.
Несмотря на то, что имеющиеся в ИВС нарушения правил пожарной безопасности ущемляют права пребывающих в нём лиц на бытовые условия, отвечающие требованиям пожарной безопасности, предусмотренные статьей 23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", вывод суда первой инстанции в обжалуемом решении о том, что в нарушение статьи 56 ГПК РФ прокурор не представил доказательств, свидетельствующих о том, что выявленные в ИВС нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью содержащихся в нём лиц, коллегия находит обоснованным.
Вопреки доводам прокурора в апелляционном представлении, суд первой инстанции в подтверждение этого вывода правильно сослался на Акт обследования на предмет технической укреплённости ИВС ОП (место дислокации пгт. Беринговский) ОМВД России "Анадырский" от 22 декабря 2011 года, из которого следует, что ИВС оснащен средствами пожаротушения, тремя огнетушителями, тревожной сигнализацией, камерный блок - двумя кнопками вызова. Пост ИВС, следственный и служебный кабинет оборудованы кнопками вызова с выводом в дежурную часть отделения полиции (т.2 л.д.11).
Указанный акт соответствует положениям статей 59 и 60 ГПК РФ об относимости и допустимости доказательств.
Как следует из акта, несмотря на отсутствие охранно-пожарной сигнализации, в ИВС имеются иные средства, позволяющие в случае возникновения чрезвычайной ситуации оповестить о ней находящихся в этом учреждении людей, а также принять первостепенные меры по ликвидации чрезвычайной ситуации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что имеющиеся в ИВС нарушения требований пожарной безопасности непосредственную угрозу жизни и здоровью содержащихся в нём лиц не создают.
Кроме того, в указанном Акте содержится вывод комиссии о том, что установка автоматических систем пожаротушения и охранно-пожарной сигнализации в ИВС возможна без приостановления деятельности ИВС.
Учитывая, что в силу пункта 2 статьи 1065 ГК РФ в иске о приостановлении деятельности может быть отказано в случае, если это противоречит общественным интересам, суд первой инстанции, сопоставив общественные интересы и интересы лиц, содержащихся в ИВС, обоснованно отказал прокурору в удовлетворении требования о приостановлении деятельности ИВС ОП МОМВД "Анадырский".
Возможность предъявления потерпевшими исков о возмещении вреда также не может служить основанием к приостановлению деятельности ИВС, как ошибочно полагает прокурор в апелляционном представлении.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 1065 ГК РФ отказ в приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.
Следовательно, возможность обращения потерпевших в суд с иском о возмещении вреда не является условием приостановления либо отказа в приостановлении соответствующей деятельности.
Обобщая вышеизложенное, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционного представления прокурора, участвующего в деле, не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анадырского городского суда от 30 января 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, без удовлетворения.
Председательствующий Л.И. Дерезюк
Судьи Н.Г. Мирошник
В.В. Шепуленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.