Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Унтевской Е.Л.
судей Кустовой С.В., Мороз И.Г.
при секретаре Вальдес В.В..
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2012 года в городе Хабаровске дело по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, Администрации Хабаровского муниципального района, Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью "Краснореченское" о признании незаконным бездействия по принятию мер по предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества потребителям в с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края по апелляционной жалобе Администрации Хабаровского муниципального района на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Е.Л. Унтевской, объяснения прокурора Максименко Е.В., представителя Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Капитоновой С.В., представителя администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Козловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Хабаровского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью "Краснореченское" (далее - ООО "Краснореченское) о признании незаконным бездействия по принятию мер по предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества потребителям в с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки выявлено, что на территории села Краснореченское Хабаровского района услуга по холодному водоснабжению предоставляется ненадлежащего качества; питьевая вода, подаваемая населению, имеет неблагоприятные органолептические свойства, что подтверждается информацией управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю. Юридическим лицом, ответственным за обеспечение населения холодным водоснабжением с. Краснореченское, является ООО "Краснореченское", которое свои обязанности не исполняет. Кроме того, в силу пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" холодное водоснабжение населения, а также владение предназначенным для этого имуществом отнесено к компетенции органов местного самоуправления, однако Комитет по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района и администрация Корсаковского сельского поселения не принимают надлежащих мер по обеспечению потребителей в селе Краснореченское холодным водоснабжением надлежащего качества. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению с. Краснореченское затрагивает права и интересы потребителей холодного водоснабжения и создает угрозу их жизни и здоровью.
Определением суда от 19.03.2012г. к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 апреля 2012 года исковые требования удовлетворены частично. Действия ООО "Краснореченское", Администрации Хабаровского муниципального района, Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района по поставке населению с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края холодной воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, признаны незаконными. На ответчиков возложена обязанность поставлять населению с. Краснореченское Хабаровского района качественную холодную воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, разработать план мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края, в срок до 15.11.2012 года. В удовлетворении исковых требований прокурора к Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района отказано.
В апелляционной жалобе Администрация Хабаровского муниципального района просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом на назван способ исполнения решения суда. Действующим законодательством обязанность Администрации Хабаровского муниципального района по обеспечению населения холодным водоснабжением надлежащего качества не предусмотрена. Надлежащими ответчиками по делу является администрация сельского поселения и ООО "Краснореченское". Кроме того, судом не учтено, что в бюджете Хабаровского муниципального района денежных средств на исполнение решения суда не имеется.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы ООО "Краснореченское" с ее доводами не согласно, поскольку полагает их необоснованными.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края Капитонова С.В., действующая на основании доверенности, требования и доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района Козлова О.А, действующая на основании доверенности, с решением суда согласилась, доводы апелляционной жалобы считает необоснованными
Прокурор Максименко Е.В. решение суда полагает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях (пункт 1.4).
В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
При рассмотрении дела судом установлено, что по договору аренды недвижимого муниципального имущества N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района (арендодатель) и ООО "Краснореченское" (арендатор), последнему переданы в арендное пользование водозаборные скважины и коммунальные сети, необходимые для обеспечения питьевым водоснабжением населения с. Краснореченское Хабаровского муниципального района. На основании указанного договора ООО "Краснореченское" является исполнителем коммунальной услуги по водоснабжению.
По результатам прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, исследовавших пробы холодной воды, отобранных в селе Краснореченское 13.12.2011 года, было установлено, что питьевая вода, подаваемая ООО "Краснореченское", имеет неблагоприятные органолептические свойства и не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения".
ООО "Краснореченское" неоднократно выдавались предписания в связи подачей воды ненадлежащего качества. Кроме того, на ООО "Краснореченское" неоднократно составлялись протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Установив, что на территории села Краснореченское услуга по обеспечению населения холодной питьевой водой оказывается некачественно, чем нарушаются права потребителей на поставку качественной, безопасной и безвредной холодной воды, а также учитывая, что обязанность по обеспечению населения холодным водоснабжением надлежащего качества должны нести в равной мере как собственник скважин и коммунальных сетей, ответственный за содержание данного имущества и его использование для решения вопросов местного значения, - Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 50, 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), так и арендатор такого имущества (ООО "Краснореченское"), являющийся исполнителем коммунальной услуги по обеспечению холодного водоснабжения, а равно и Администрация Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района, к компетенции которой отнесено решение вопросов местного значения поселений - водоснабжение (пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В этой связи решение суда о возложении на всех ответчиков обязанности поставлять населению с. Краснореченское Хабаровского района качественную холодную воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, разработать план мероприятий по улучшению качества питьевой воды, подаваемой населению с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края в срок до 15.11.2012 года, судебная коллегия находит правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Хабаровского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, коллегия отклоняет как необоснованные. Передача Комитетом по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района Хабаровского края скважин в аренду ООО "Краснореченское" не снимает с собственника обязанности по содержанию указанных скважин, поскольку такая обязанность носит публичный характер, обусловленный целевым назначением имущества, находящегося в муниципальной собственности, состоящем в возможности использования такого имущества исключительно для решения вопросов местного значения.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие у Администрации Хабаровского муниципального района достаточных средств для обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей.
При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку выводы суда основаны на исследовании представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм процессуального и материального права при вынесении решения допущено не было, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16 апреля 2012 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Хабаровского района Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к Комитету по управлению имуществом и экономике Хабаровского муниципального района, Администрации Хабаровского муниципального района, Администрации Корсаковского сельского поселения Хабаровского муниципального района, Обществу с ограниченной ответственностью "Краснореченское" о признании незаконным бездействия по принятию мер по предоставлению коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества потребителям в с. Краснореченское Хабаровского района Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Хабаровского муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Л. Унтевская
Судьи: С.В. Кустова
И.Г. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.