Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Е.Л. Унтевской
судей Е.П. Иском, С.В. Кустовой
при секретаре Е.В. Козиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий по апелляционной жалобе администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края на решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 13 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи С.В. Кустовой, пояснения представителя ответчика администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края А.А. Аверьянова, прокурора Н.А. Лазаревой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края между 56 и 57 километром Федеральной трассы М-60, Хабаровск-Владивосток, в сторону г. Владивосток, поворот налево, вглубь 1800 метров от федеральной трассы, обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов протяженностью более 1000 метров. На месте складирования преобладают отходы: пластиковые, стеклянные бутылки, текстиль, строительный мусор и т.п. Ограждений свалка не имеет, находится в непосредственной близости от населенных пунктов, в связи с чем, к ней имеется свободный доступ, как для человека, так и для животных. Непринятие мер Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края к организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды путем ликвидации указанной свалки отходов нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также санитарно-эпидемиологическую обстановку. Просил суд обязать ответчика устранить нарушения действующего законодательства, принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, расположенной на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края между 56 и 57 километром федеральной трассы М-60, Хабаровск-Владивосток, двигаясь в сторону г. Владивосток, поворот налево, вглубь 1800 метров от федеральной трассы.
В ходе судебного разбирательства прокурор дополнительно пояснил, что несанкционированная свалка находится на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края между 56 и 57 километром Федеральной трассы М-60 Владивосток-Хабаровск в восточном направлении, следуя направо от знака "КДЦ "Созвездие" 4км, вглубь по ответвлению от федеральной трассы на расстояние 1800 метров, с левой стороны дороги.
Решением суда района имени Лазо Хабаровского края от 13 марта 2012 года требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены. На Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края возложена обязанность принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды путем ликвидации свалки бытовых отходов, находящейся на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края в восточном направлении федеральной трассы М-60 Владивосток-Хабаровск, следуя направо от знака "КДЦ "Созвездие" 4км, вглубь по ответвлению от федеральной трассы на расстояние 1800 метров, с левой стороны дороги.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что фотографии свалки и акт, составленный главным специалистом по вопросам природопользования и охраны окружающей среды администрации муниципального района имени Лазо, представленные в суд прокурором получены с нарушением закона. Согласно постановлению главы администрации N о предоставлении земельного участка под организацию свалки, земельный участок в указанном прокуратурой районе выделен под свалку ДД.ММ.ГГГГ и согласно межевому плану, характеристике объекта размещения отходов, кадастровому паспорту, данный участок свалки зарегистрирован под кадастровым номером N данная свалка зарегистрирована в Дальневосточном управлении Ростехнадзора и внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть является санкционированной.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор полагает решение суда первой инстанции законным, ссылаясь на то, что указанные в жалобе обстоятельства исследовались судом и им дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов не допускать загрязнение, захламление земель.
В соответствии с абз. 2 ст.1 ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции установил, что на территории муниципального района имени Лазо Хабаровского края между 56 и 57 километром Федеральной трассы М-60 Владивосток-Хабаровск в восточном направлении, следуя направо от знака "КДЦ "Созвездие" 4км" вглубь по ответвлению от федеральной трассы на расстояние 1800 метров, с левой стороны дороги размещена несанкционированная свалка бытовых отходов.
Из материалов дела следует, что место несанкционированной свалки определено истцом и подтверждено представленными им доказательствами
Оценивая указанные обстоятельства в соответствии с приведенными нормами права, суд обоснованно возложил на администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края обязанность по ликвидации свалки бытовых отходов, расположенной на вышеуказанной территории, поскольку ответчиком не исполнены обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, возложенные Федеральными законами "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. N23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Представленные истцом доказательства содержат все необходимые данные о месте нахождения свалки бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанная свалка является санкционированной, судебная коллегия находит несостоятельными. Поскольку из представленных ответчиком документов: кадастрового паспорта земельного участка и схемы расположения земельного участка не следует, что указанные в них координаты земельного участка соответствуют координатам обнаруженной в результате проверки свалки бытовых отходов.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с решением суда по существу направлены на переоценку доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает, поскольку правила ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ судом первой инстанции соблюдены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Решение суда мотивированное, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение суда района имени Лазо Хабаровского края от 13 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении к совершению определенных действий - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Л. Унтевская
Судьи Е.П. Иском
С.В.Кустова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.