Судья Верховного Суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашаханова Х.М. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашаханова Х.М. от 11 мая 2012 года N председатель Комитета по ветеринарии Республики Дагестан Газимагомедов М.Г. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3.000 рублей.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2012 года, постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашаханова Х.М. от 11 мая 2012 года N о признании председателя Комитета по ветеринарии Республики Дагестан Газимагомедова М.Г. виновным в совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашахановым Х.М. на указанное решение суда подана жалоба.
В жалобе указывается, что решение по делу принято с нарушением норм административного законодательства, выводы суда о незаконности оспариваемого постановления противоречат нормам материального права.
Суд, в частности, не выяснил, что объектом административного правонарушения являются отношения в области сельского хозяйства, ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животного мира и здоровье людей. Данное правонарушение совершенно Газимагомедовым М.Г. в форме бездействия со стороны руководителя Комитета ветеринарии Республики Дагестан, выразившиеся в том, что виновный нарушает установленные законодательством Российской Федерации ветеринарно-санитарные правила, которые направлены на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных продуктов животноводства и защиту населения от болезней.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах не явки не сообщили.
Изучив материалы дела об административных правонарушениях, проверив доводы жалобы, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от трех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
В соответствии со статьей 1, пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются, в том числе, контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства (далее - предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации? В Российской Федерации предусмотрена единая система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, в которую входят уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
В подпункте "д" пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 09.04.2008 N 201 "Вопросы федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" указано, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет ряд функций, в том числе осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль за соблюдением ветеринарного законодательства органами исполнительной власти, учреждениями, должностными, юридическими лицами независимо от их подчиненности. Одной из форм контроля является проведение проверок.
На основании указания Россельхознадзора от 07 марта 2012 года N ФС-ЕН-2/2952, Плана проверок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных им полномочий Российской Федерации в области ветеринарии на 2012 год, утвержденного 28 февраля 2012 года и.о. руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору А.И. Сауриным, в соответствии с Приказом Россельхознадзора по Республике Дагестан от 26 марта 2012 года N 19 была проведена проверка Комитета по ветеринарии Республики Дагестан на предмет контроля и надзора полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
По итогам проведенной проверки Управлением Россельхознадзора по Республике Дагестан составлен протокол об административном правонарушении N ВЗ-1627 от 28 апреля 2012 года, из которого следует, что Комитетом по ветеринарии Республики Дагестан в лице его руководителя Газимагомедова М.Г. не направлены представления высшему должностному лицу Республики Дагестан об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территориях, где выявлены положительно реагирующие на бруцеллез животные, что является нарушением требований статей 3.1 и 17 ФЗ "О ветеринарии", Санитарных правил 3.1.085-96, Ветеринарных правил 13.3.1302-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез".
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашахановым Х.М. от 11 мая 2012 года председатель Комитета по ветеринарии Республики Дагестан Газимагомедов М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, за нарушение требований статей 3.1, 17 ФЗ "О ветеринарии", Санитарных правил 3.1.085-96, Ветеринарных правил 13.3.1302-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. Бруцеллез", утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации и Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода Российской Федерации 31.05., 18.06.1996 г., а также Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главгосветинспектором Российской Федерации 04.12.1995 г., в связи с тем, что им, в силу переданных полномочий, не было принято решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина), а также не было направлено представление об установлении ограничительных мероприятий (карантина) Президенту Республики Дагестан.
Данные нарушения выявлены актом проверки N 19/26-03 от 24 апреля 2012 года, в связи с чем Газимагомедов М.Г. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3.000 рублей.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об установлении уполномоченным на то органом в лице его руководителя Газимагомедова М.Г. указанных выше ограничительных мероприятий за тот период, в течение которого были выявлены нарушения требований ветеринарного законодательства.
Из преамбулы Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что данный закон направлен на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В ст. 1 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ закреплено понятие санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Из анализа положений вышеуказанных требований законов, следует, что административное правонарушение, за совершение которого Газимагомедову М.Г. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ, относится к нарушениям законодательства Российской Федерации в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, суд полагает, что факт совершения председателем Комитета по ветеринарии Республики Дагестан Газимагомедовым М.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами.
Вывод суда относительно того, что в представленных суду документах не усматривается событие административного правонарушения, протокол об административном правонарушении и принятое по нему постановление по делу об административном правонарушении составлены на основе неверного истолкования норм действующего законодательства в сфере ветеринарии является ошибочным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан Ашаханова Х.М. удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 09 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ в отношении Газимагомедова М.Г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Махачкалы.
Судья
Верховного Суда Республики Дагестан Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.