Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е. И.,
судей Сомовой Е. Б.,
Шаламовой И. Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Соболевой А. Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 июля 2012 года гражданское дело по иску Капустина С. Н. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о взыскании расходов на лечение
по апелляционной жалобе истца на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 18 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шаламовой И. Ю., объяснения истца и его представителя Инкина А. Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ответчика ГУ МВД России по Свердловской области Буровой Е. А. (по доверенности от ( / / ) N ...) и третьего лица ФКУЗ "МСЧ МВД России по Свердловской области" Лисовской Н. Б. (по доверенности от ( / / )), полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением суда Капустину С. Н. было отказано в удовлетворении иска к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (далее ГУ МВД РФ по СО) о взыскании расходов на лечение.
В апелляционной жалобе истец просит данное решение отменить в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Истец Капустин С. Н., указывая, что ему как сотруднику милиции в соответствии с Законом "О милиции" полагается бесплатная медицинская помощь, просил суд взыскать с ответчика компенсацию понесенных им расходов на лечение - проведение в ФГУ "УНИИТО им. Чаклина" операции - ..., которая относится к числу дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи, стоимость которой в сумме ... рублей он, учитывая состояние своего здоровья, вынужденно оплатил за свой счет.
Согласно ст. 54 "Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 сотрудники органов внутренних дел имели право на бесплатное медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы МВД России в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При отсутствии по месту службы или проживания сотрудников органов внутренних дел медицинских учреждений системы МВД России, медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии со ст. 28.1 действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений Закона "О милиции" сотрудники милиции имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим медицинским имуществом по рецептам врачей в медицинских учреждениях системы МВД Российской Федерации. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел возмещались в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел регулировался Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", которым утверждены правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел.
Согласно п. 8 указанных правил, взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи (ВМП), утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения (Минздравсоцразвития России), и оказываемые военнослужащим и сотрудникам в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями здравоохранения не производились.
Приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2008 года N 786н "О порядке формирования и утверждения государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета" утвержден перечень федеральных медицинских учреждений, участвующих в выполнении государственного задания на оказание в 2009 году. К числу таких учреждений относится ФГУ "УНИИТО им. Чаклина", в котором была произведена операция истца - ..., которая относится к числу дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи.
Этим же приказом утвержден порядок направления граждан в медицинские учреждения для оказания ВМП в рамках Государственного задания на оказание в 2009 году ВМП гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета.
В соответствии с данным порядком, направление граждан Российской Федерации для оказания ВМП в медицинские учреждения, участвующие в выполнении Государственного задания, осуществлял орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения Свердловской области) в счет плановых объемов ВМП, предусмотренных в рамках утвержденного государственного задания для данного субъекта Российской Федерации. Основанием для направления больного в медицинское учреждение для оказания ВМП в рамках государственного задания являлось решение Комиссии Министерства здравоохранения Свердловской области по отбору больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
В случае принятия Комиссией решения о плановом направлении больного в медицинское учреждение для оказания ВМП, Министерство здравоохранения Свердловской области обеспечивало: направление больного в медицинские учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для проведения обследования; оформление "Талона на оказание ВМП"; ведение "Листа ожидания оказания ВМП".
При обращении больного в медицинское учреждение, участвовавшее в выполнении Государственного задания, без прохождения процедуры направления для оказания ВМП и в случае необходимости оказания ВМП по экстренным медицинским показаниям, руководитель медицинского учреждения, участвовавшего в выполнении Государственного задания, самостоятельно решал вопрос о госпитализации больного с последующим уведомлением Министерства здравоохранения Свердловской области об использовании плановых объемов ВМП, предусмотренных в рамках Государственного задания.
При обращении истца в ФГУ "УНИИТО им. Чаклина" ему была разъяснена возможность бесплатного оперативного лечения (за счет федерального финансирования) в порядке очереди и возможность оперативного лечения вне очереди с оплатой лечения за собственный счет. Капустин С. Н., имея право на получение бесплатной медицинской помощи, предпочел второй вариант, написав нотариально заверенное заявление на имя Директора института с отказом от льготной очереди и согласием на лечение за счет собственных средств. При этом материалами дела не подтверждается, что истцу требовалось проведение неотложной операции в экстренном порядке, и оперативное лечение не могло быть проведено в плановом порядке с соблюдением установленной законом процедуры предоставления бесплатной медицинской помощи сотрудникам ОВД.
То есть истец, осознавая наличие права на получение медицинской помощи бесплатно, не реализуя данное право, не стал соблюдать установленный законом порядок предоставления высокотехнологичной медицинской помощи сотрудникам ОВД бесплатно и, желая провести операцию в максимально короткие сроки, принял решение провести операцию за собственный счет.
Таким образом, право на получение бесплатной медицинской помощи истец не реализовал по собственной инициативе, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований. Возможность компенсировать понесенные лицом, имеющим право на бесплатное получение медицинской помощи, расходы на лечение законодательство не предусматривает.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Е. И. Плотникова
Судьи Е. Б. Сомова
И. Ю. Шаламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.