Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Тушнолобовой Л.А.,
судей Чумак Г.Н.,
Шурыгиной Л.Г.,
с участием прокурора Киприяновой Н.В., при секретаре Смирновой А.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03.07.2012 гражданское дело по иску Тавдинского городского прокурора в интересах Ф.М.С. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Тавдинского городского округа об обеспечении по договору социального найма жилым помещением в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области - К.Д.С. - на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 22.03.2012.
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тавдинский городской прокурор обратился в суд в интересах Ф.М.С. к Администрации Тавдинского городского округа, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области о предоставлении Ф.М.С. жилого помещения.
В обоснование требований указано, что Ф.М.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Мать Ф.М.С. - Ф.Е.Е. умерла в 2005 году, отец Ф.М.С. - Ч.С.И. решением Тавдинского городского суда от 05.09.2008 лишен родительских прав. Постановлением главы Тавдинского городского округа /.../ от /.../ "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях" Ф.М.С. принят на учет во внеочередной список нуждающихся в предоставлении по договору социального найма жилого помещения.
В июне 2011 года окончилось пребывание Ф.М.С. в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Свердловской области "Слободотуринский аграрно-экономический техникум". По окончании указанного образовательного учреждения Ф.М.С. жилье не предоставлено, своего жилья у него нет.
Ф.М.С. обратился в Тавдинскую городскую прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав, указав, что Администрация Тавдинского городского округа поставила его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но до настоящего времени жилье ему не предоставлено.
Впоследствии Тавдинский городской прокурор изменил исковые требования, просил обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обеспечить Ф.М.С. по договору социального найма жилым помещением в Тавдинском городском округе не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Тавдинского городского округа.
Истец Ф.М.С., представитель ответчика Администрации Тавдинского городского округа, представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, представитель третьего лица Свердловское областное государственное учреждение "Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства" в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
Оспаривая постановленное решение, представитель Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в апелляционной жалобе указал на его незаконность и необоснованность, настаивает на том, что суд необоснованно возложил на данного ответчика обязанность обеспечить по договору социального найма жилым помещением, поскольку договор социального найма может быть заключен лишь с Администрацией Тавдинского городского округа.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание судебной коллегии не явились. Ходатайств об отложении разбирательства дела, доказательств уважительности причин неявки в суд апелляционной инстанции не поступало. В этой связи судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и руководствуясь положениями ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Порядка обеспечения в 2011-2015 г.г. жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 N 84-ПП, суд пришел к выводу о праве истца на внеочередное обеспечение жильем за счет средств областного бюджета.
Эти выводы суда никем не оспариваются.
Ответчик оспаривает решение суда лишь в части возложения на него обязанности по обеспечению Ф.М.С. по договору социального найма жилым помещением.
Процедура обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирована Постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП от 08.02.2011, которым утвержден "Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения".
Согласно п. 2 названного Порядка Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот.
В соответствии с п. 8 "Порядка обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
В соответствии с п. п. 8-13 вышеуказанного Порядка от 08.02.2011 г. N 84-ПП органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области непосредственно участвуют в процедуре предоставления жилых помещений указанной категории граждан и во исполнение положений данного нормативно-правового акта обязаны совершать определенные действия, в частности, формировать списки нуждающихся в жилье детей-сирот, предварительно согласовывать с органами социальной защиты населения и представлять в Фонд жилищного строительства предложения по распределению жилых помещений, принимать безвозмездно передаваемые установленном порядке жилые помещения в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма, заключать на основании приказов Министра строительства и архитектуры СО о распределении детям-сиротам жилых помещений договоры социального найма.
Вместе с тем, из содержания п. п. 8, 13 Порядка следует, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма не может быть произведено ранее безвозмездной передачи жилых помещений в установленном порядке из казны Свердловской области и государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в муниципальную собственность.
Таким образом, доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Свердловской области о том, что данный ответчик в силу действующего законодательства не обязан заключать договоры социального найма является обоснованным.
При этом утверждения прокурора о том, что суд не обязывал Министерство заключать договоры социального найма, а лишь указал на обязанность обеспечить жилой площадью по договору социального найма, что, по мнению прокурора, не противоречит нормам действующего законодательства, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку как было указано выше Порядок от 08.02.2011 N 84-ПП четко определяет, что Министерство строительства и архитектуры Свердловской области является главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения детей-сирот с вытекающими из этого соответствующими обязанностями, к которым обеспечение жилой площадью по договору социального найма не относится.
Действительно, прокурор изменил свои исковые требования и не предъявлял требования к Администрации Тавдинского городского округа, однако как видно из протокола судебного заседания от 22.03.2012 прокурор все же не исключил Администрацию ТГО из числа ответчиков (л.д. 83 оборот).
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Таким образом, разрешая спор по существу, суду надлежало в строгом соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области N 84-ПП от 08.02.2011, которым утвержден "Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения" распределить обязанности между ответчиками, что в свою очередь способствовало бы наиболее эффективной защите нарушенных прав истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда с возложением на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение передать его в собственность муниципального образования, и с возложением на Администрацию предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
резолютивную часть решения Тавдинского районного суда Свердловской области от 22.03.2012 изменить, изложить ее в следующей редакции:
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для заключения договора социального найма.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области передать в муниципальную собственность Тавдинского городского округа жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, для заключения договора социального найма.
Обязать Администрацию Тавдинского городского округа предоставить Ф.М.С. по договору социального найма жилое помещение площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям на условиях договора социального найма.
В остальной части решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 22.03.2012 оставить без изменения.
Председательствующий
Тушнолобова Л.А.
Судьи
Чумак Г.Н.
Шурыгина Л.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.