Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного Суда Республики Карелия
В составе председательствующего Переплесниной Е.М.,
судей Соляникова Р.В., Данилова О.И.,
при секретаре Тихоновой К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 10 мая 2012 года по иску Бородулиной М.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Костомукша Республики Карелия о назначении досрочной трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Данилова О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ г. N ХХ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" в связи с недостаточностью специального стажа, который, по мнению ответчика, составил ХХ лет ХХ месяцев ХХ дней, что менее требуемых по закону 25 лет. В стаж педагогической деятельности не были включены периоды работы истицы в качестве ... и ... с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. С вынесенным решением ответчика истица не согласна, поскольку она была принята на работу ..., то есть основная ее деятельность педагогическая, ... часы являются совмещением. Просила суд признать отказ в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным и обязать ответчика включить периоды с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, и назначить досрочную трудовую пенсию с 26 января 2012 года.
Решением суда в иске отказано.
С вынесенным судебным постановлением не согласна истица, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что занимала основную должность в детской музыкальной школе в качестве ..., а также выполняла дополнительные трудовые функции .... При этом с ХХ.ХХ.ХХ года имела педагогическую нагрузку по основной должности ... более ХХ ставки. Полагает, что издание приказов о приеме ее на работу и внесение работодателем в трудовую книжку записи о зачислении по одному приказу одновременно на две должности без указания основной должности и должности по совместительству не может служить препятствием в реализации ее пенсионных прав, поскольку наименование основной должности с учетом характера работы и нагрузки соответствует требованиям пенсионного законодательства, предоставляющего право в назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях.
Представитель истицы Максимов Е.П. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истица и представитель ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истицы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее - Список N 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).
Согласно пункту 12 Правил N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ХХ.ХХ.ХХ года истица обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением от ХХ.ХХ.ХХ г. N ХХ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку специальный стаж истицы на момент обращения составил ХХ лет ХХ месяца ХХ дней.
В льготный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью ответчик не включил периоды работы истицы в качестве ... и ... в МОУ ДОД " ДМШ им. Г.А.В." с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г., с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г.
Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции об отказе в назначении досрочной пенсии ввиду осуществления истицей в спорные периоды трудовой деятельности по должности, которая не поименована Списком N 781, ошибочным. Однако неверный вывод суда первой инстанции не может повлечь за собой отмену правильного по существу решения, поскольку на дату обращения за пенсией специальный стаж составил менее требуемых 25 лет.
Из представленных материалов дела (тарификация ..., учебная нагрузка, приказы о приеме на работу, уточняющая справка) усматривается, что в спорные периоды истица действительно осуществляла трудовую деятельность по основной должности - ..., по совмещению - ..., с педагогической нагрузкой с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. и с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. более ХХ ставки в МОУ ДОД " ДМШ им. Г.А.В.".
Однако, поскольку МОУ ДОД " ДМШ им. Г.А.В." предусмотрена п. 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781, то для включения в специальный стаж периодов работы после 01.01.2001 г. в соответствии с пунктом 12 Правил N 781 истица должна иметь на указанную дату специальный стаж не менее 16 лет 8 месяцев. Поскольку специальный стаж истицы на 01.01.2001 г. составил менее ХХ лет ХХ месяцев, следовательно, стаж работы истицы ... с ХХ.ХХ.ХХ г. по ХХ.ХХ.ХХ г. зачтен быть не может. Следовательно, поскольку у истицы на момент обращения не имеется необходимого специального стажа в 25 лет, то у нее отсутствует право на назначение досрочной трудовой пенсии.
При этом судебная коллегия исходит из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 1535-О-О, согласно которой возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" предусматривало включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности ... в учреждениях дополнительного образования детей.
С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067" работа в должности ... в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.
Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности ... в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П).
Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность ... в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности. Оспариваемая заявительницей норма фактически воспроизводит это положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года N 79.
Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности ... в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 10 мая 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
____________________ (Чернобай Н.Л.), _____ _________________ 2012 г.
"Согласовано" судья Верховного Суда РК
____________________ (Данилов О.И.), _____ _________________ 2012 г.
"Разместить на сайте" судья Верховного Суда РК
___________________ (Переплеснина Е.М.), ______ ________________ 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.